Директор Московского флейтового центра Илья Дворецкий (слева) проводит для юнкора Анастасии Павловой урок игры на флейте. Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Двойная атака флейтиста

  • Анастасия Павлова
  • 28.09.2020

1 октября отмечается Международный день музыки. Специально к этой дате наш юнкор отважилась освоить новый музыкальный инструмент — флейту.

Образ флейты в нашем сознании связан с чем-то воздушным, эфемерным, с приятной легкой музыкой, филигранными пассажами и трелями, будто украденными у птиц.

Может казаться, что флейты не отличить друг от друга, но история этого инструмента длится уже почти сорок 40 тысячелетий, и после древнейшей флейты, вырезанной из кости, в разных странах и культурах появлялись новые виды. Современная флейта, которую мы чаще всего видим на концертах, — поперечная или флейта Бема (по фамилии немецкого мастера, усовершенствовавшего древний инструмент), однако и они могут отличаться по материалу, весу, размеру, звуку. Например, малая, или флейта-пикколо, звучит на октаву выше большой, а некоторые низкие звуки на ней извлечь невозможно вовсе. Еще есть альтовая, у которой более богатый нижний регистр. Об этом и многом другом могут рассказать начинающему музыканту мастера Московского флейтового центра Николай Плотников и Илья Дворецкий.

Начинается практика. Перед игрой флейтисту стоит уделить внимание дыханию, положению рук, ног, головы, каждого пальца рук, губ и языка. И правильно держать флейту. Она остается недвижимой при опоре на три точки: подбородок, большой палец правой руки, сгиб указательного пальца левой руки — тогда у музыканта останется восемь свободных пальцев, чтобы играть быстрые пассажи, не беспокоясь, что инструмент выпадет из рук. Может показаться, что самое сложное позади, ведь остается только набрать побольше воздуха в легкие и начать играть, но это заблуждение.

Струя воздуха — источник первичных колебаний инструмента, поэтому напор и угол могут повлиять на звук. Неправильное положение губ может исказить звучание ноты, в то же время намеренное изменение размера звукового отверстия помогает флейтисту изменить регистр звучания. Движения языка помогают выполнять музыкальные штрихи: стаккато — отрывистое исполнение звуков — флейтист выполняет, как бы произнося «т-т-т», а иногда, когда темп очень высок, «т-к-т» (прием называется «двойная атака»).

Теперь можно переходить к последнему штриху — нужно слегка опустить конец флейты, чтобы не было напряжения в шее и руках.

— Если позиция правильная, усталости не будет вообще, — объясняет флейтист, директор Флейтового центра Илья Дворецкий. — Поза музыканта должна быть естественной, иначе игра будет очень сложной и болезненной.

Рекомендации