Site icon Пресса в образовании

Экскурсия по маршруту жизни великой актрисы

Экскурсия по маршруту жизни великой актрисы

Актриса Фаина Георгиевна Раневская (Филицата) в сцене из спектакля «Правда хорошо, а счастье лучше», поставленного Сергеем Юрьевичем Юрским по пьесе Александра Николаевича Островского в театре имени Моссовета в 1980 году. Фото: Валерий Христофоров / ТАСС

Значимые для актрисы адреса 17 октября изучили участники экскурсии «Москва Фаины Раневской». По маршруту жизни великой артистки прошла юнкор Анна Тыбинь.

Камергерский переулок — место, в котором началось знакомство актрисы с Москвой. В 1913 году она стояла перед МХТ имени А. П. Чехова точно так же, как участники экскурсии сегодня. Семнадцатилетняя Фаина Фельдман приехала в столицу из Таганрога, чтобы исполнить свою мечту — поступить в театральную школу. Не получилось. В 1915 году Фаина Георгиевна вновь приезжает на пробы в Москву. Сложно представить, что в юности эта каменная женщина была девушкой, заикавшейся от волнения.

Копна рыжих волос, высокий рост, стеснительность — тогда она не казалась королевой сцены. Хотя в театральную школу Раневская все-таки поступает и учится там около трех месяцев, пока не заканчиваются деньги. Тогда она идет к Большому театру и буквально плачет у колонн. В этот момент ее замечает прима-балерина Екатерина Гельцер и решает помочь девушке. Она учит ее актерскому мастерству, вводит в свой круг общения: это все самые важные люди в искусстве — от Пастернака до Есенина. Гельцер дружит и с труппами провинциальных театров, постоянно гастролирующих по стране. От предложения стать артисткой такого театра Фаина Раневская отказаться не могла.

Более 15 лет актриса гастролирует по стране. Вернувшись в Москву в 1931 году, она скитается по общежитиям, комнаты в которых на время предоставляют театры. И лишь в 1949-м получает комнату в коммуналке в Старопименовском переулке.

— Это была пятнадцатиметровая комната, она же столовая, кабинет и спальня. Все современники, бывавшие у нее в гостях, вспоминают, что свет туда вообще не поступал. У Фаины Георгиевны горели все осветительные приборы и свечи. Темно было потому, что вплотную к дому стояло другое здание. Мария Миронова как-то приходила в гости к Раневской. В комнате было настолько душно, что она решила открыть окно. Но форточка уперлась в соседнее здание, — рассказывает экскурсовод Виктория Фролкова.

В 1953 году Фаине Раневской, уже лауреату Сталинской премии, дали двухкомнатную квартиру в доме на Котельнической набережной. «Котельнический замок» — неодобрительно называла его актриса. В доме сделали деревянные перекрытия, поэтому слышимость была отменной. Все, что там ни произносили — соседи слышали. Как только она получила там квартиру — сразу начала просить другое жилье. Таганка была окраиной города и не самым благоприятным районом: там находилась тюрьма. Вернуться вечером домой после спектакля — еще то испытание. Но на Котельнической набережной она нашла Мальчика, любимую собаку, которой очень доверяла. Если Мальчик не принимал какого-то человека — актриса переставала с ним общаться.

Она несказанно радовалась переезду с Мальчиком в трехкомнатную квартиру в Большом Палашовском переулке в 1974 году. На фотографиях из кабинета видно лимонное дерево, которое поклонники выкопали на даче у Чехова в Ялте. Сюда к ней в гости приходили Марина Неелова и Елена Камбурова, с которой актриса отметила последний Новый год. Елена Камбурова после смерти Раневской забрала все вещи к себе. Позже их перевезли в мемориальный музей в Таганроге. В Москве осталась только памятная табличка на стенах дома. И лимонное дерево, которое сегодня стоит в Театре имени Моссовета у рояля.

Последний важный адрес артистки — Театр имени Моссовета, где она провела более двадцати лет жизни. Одни говорят, что, когда туда ее привозил автомобиль, актеры бежали встречать великую актрису. Другие — прятались по гримеркам. Эта версия кажется более правдоподобной. Ее последние спектакли — «Правда — хорошо, а счастье лучше» и «Дальше — тишина…», на него невозможно было купить билеты даже за полгода. Но в 1982 году актриса решила уйти из театра: подводила память.

— Я думаю, что Раневская не была счастливым человеком, — говорит Виктория Фролкова. — Она искала свою любовь и считала себя одиноким человеком. Но в этом городе жили дорогие ей люди: Павла Вульф, Анна Ахматова, Василий Качалов, Юрий Завадский…