«Даешь Кузбасс!», приуроченная к юбилею одного из главных промышленных центров России, открылась в Новой Третьяковке 1 апреля. Индустриальным искусством ХХ — начала ХХI века любовалась и наш юнкор.
Выставка отражает историю и культуру Кузбасса, воспевает подвиги простых людей и вдохновляет на переосмысление творчества прошлых лет. Здесь — фотоархив со строительства Коксохимзавода, картины, скульптуры, гравюры, легендарный триптих и многое другое.
На первом этаже посетителей встречают надпись: «Даешь Кузбасс!» и портреты шахтеров из серии «Прощание» художника Ильи Гапонова. Между лестничными пролетами расположена «Конструкция» Павла Отдельникова, а наверху зрителей ждут скульптуры, гравюры, эскизы, панорамы и плакат «Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу» Александра Дейнеки. Он — центральная часть выставки, и организаторы умышленно внесли название плаката в заглавие проекта. Так они подчеркнули подвиг людей, которые смогли поднять промышленность на новый уровень.
— Специально привела внука посмотреть на фотографии и картины, — делится пенсионерка Лилия Константинова, — одно дело, когда я рассказываю, — ему неинтересно. А тут все наглядно и понятно. Мы даже аудиогид взяли. Решили, так сказать, полностью погрузиться.
Выставка поделена на три раздела. В первом представлены работы из московских, новокузнецких и кемеровских фондов. Здесь можно найти полотно Петра Котова «Кузнецкстрой. Домна № 1», плакат Александра Дейнеки и центральную часть триптиха «Стахановцы Кузбасса» Амшея Нюренберга. Кстати, эту работу не показывали зрителям несколько десятилетий. Ее увидят обновленной — специально для выставки ее отреставрировали.
Второй раздел — работы 1960– 1980-х годов. Лица людей на картинах можно описать фразой «суровый стиль» — они отражают уверенность, силу и готовность к труду. Тут можно найти работы Алексея Гландина и Иннокентия Кузнецова, которые раскрыли в творчестве весь пафос своего времени.
И третий раздел — современное искусство, где можно увидеть работы Егора Плотникова и Павла Отдельнова, которые специально ездили изучать Западно-Сибирский и Новокузнецкий металлургические комбинаты, чтобы переосмыслить творчество художников 20–30-х годов.
— Такие мероприятия как глоток свежего воздуха, — говорит культуролог Вера Абросимова, — сейчас не так много выставок, рассказывающих о России и СССР и тем более о регионах. Приятно видеть, как современные авторы интересуются историей, переосмысливают и показывают миру что-то свое. Они открывают второе дыхание искусству ХХ века.
Выставка проходит в рамках проекта «Золотая карта России», где Третьяковка собирает лучшие региональные произведения искусства. Этот проект помогает переосмыслить индустриальную тематику в работах современных художников и показывает преемственность в обращении к этому направлению.