Студентка третьего курса исторического факультета МПГУ Ирина Ткаченко без особого труда справилась почти со всеми заданиями / Александр Кочубей / Вечерняя Москва

Исторический кроссворд решали по всей стране

  • Павел Прибытков
  • 31.10.2022

Акция «Исторический кроссворд» 22 октября прошла в нашей стране в четвертый раз. В этом году принять в ней участие можно было почти в 50 регионах России, от Калининграда до Хабаровска. Попробовать свои силы в Кроссворде-2022, организованном Московским городским педагогическим университетом и проведенном при поддержке Исторической библиотеки, решил и наш юнкор.

На первом этаже Государственной публичной исторической библиотеки напрочь отсутствует интернет-соединение. «Наверное, это сделано специально. Чтобы не списывали!» — шутят люди в холле. Сегодня здесь и еще на 400 площадках по всей стране проходит акция «Исторический кроссворд».

Нас проводили в просторную аудиторию и выдали материалы с заданиями. Вопросы в этом году были сконцентрированы вокруг двух эпох и имен: Александра Невского, который 780 лет назад одержал победу в Ледовом побоище, и Михаила Кутузова, добившегося трудного успеха в ходе Отечественной войны с армией более сильной и по квалификации младших офицеров, и по техническому оснащению французов.

На первом листе находится специальная шкала. В зависимости от набранных баллов каждый участник получал свой «чин» — звание Кутузова в определенный период жизни. Чем выше «чин», тем лучше вы справились с заданием. На выполнение кроссворда отвели 45 минут. После команды «старт» в аудитории повисла гробовая тишина.

Чувствовалось: люди думают. Прошло 40 минут. Организаторы предложили закончить чуть раньше, но участники ответили единогласно: «Нет!» По интонации несложно было догадаться, что все сюда пришли не просто так, участников охватил азарт, и они хотели успеть решить как можно больше заданий.

Могу сказать, что я не стал исключением. После проверки кроссворда начались бурные обсуждения.

Наталья Якушина пришла на кроссворд вместе с сыном — студентом исторического факультета.

— Обиднее всего было не ответить на вопрос про название денежной расписки помещику о наборе его крестьян в рекруты. Квитанция! — восклицает она. — Знала же это слово, но почему-то не вписала. Правда, вопросы в этом году показались нам легче, чем в предыдущих. Мы не в первый раз участвуем в этой акции. Кроссворд мотивирует что-то узнать, если не ответил, прийти домой и найти побольше информации о событиях. В следующем году обязательно снова приду.

Студентка Ирина Ткаченко без труда отгадала почти все слова, а вот студентка Татьяна Волгаре справилась не так хорошо, она участвовала в акции впервые.

— Что-то вспомнила, что-то нет, что-то вообще не знала. Я набрала 25 баллов, наверное, это немного, — рассуждает Татьяна. — Не смогла ответить на вопрос про особенный способ исполнения арий, к которому Александр I прибегал во время встреч с сановниками. Оказывается, он насвистывал их. Думаю, приду решать кроссворд и в следующем году. Это интересно.

В этом году написать исторический кроссворд пришли люди самых разных возрастов. Самому молодому участнику акции было восемь лет, а наиболее опытному — 80!

Кандидат исторических наук, доцент МГПУ Татьяна Апостолова, один из авторов «Исторического кроссворда» поделилась с нами подробностями работы над заданиями этого года.

— Если самый первый кроссворд у нас был просто занимательный, то есть в нем были какие-то интересные вопросы из любой области истории, то начиная со второго кроссворда мы стали подходить к этому более системно: теперь мы выбираем конкретную тему, наиболее уместную в том или ином году, — отметила она. — Например, два года назад мы составляли кроссворд, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Над вопросами мы работаем вдвоем, вместе с моим коллегой. Составлять их не так уж и долго. Намного больше времени занимает проведение экспертизы и оценка заданий другими историками. Мы же должны убедиться, что вопросы релевантны (с англ. relevance — «актуальность» — «ПвО»). От начала и до конца весь процесс занимает около трех месяцев.

Рекомендации