В московском открытом студенческом театре в День Победы в Великой Отечественной войне состоялась премьера документального спектакля «В одном строю…», на котором побывала и наш юнкор.
Особенность таких постановок в том, что их сценарии полностью состоят из монологов или диалогов очевидцев каких-либо событий. Одним из первых документальные спектакли в 1920 году ставил Всеволод Мейерхольд. В основной сценарий он добавлял новости за прошедший день, что делало спектакль «вечноактуальным».
По улицам Москвы идут сотни тысяч людей с портретами фронтовиков. Они участвуют в шествии «Бессмертного полка». Если спросить любого из них о родственнике, портрет которого у них в руках, можно услышать уникальную историю о том, как сражения Великой Отечественной войны отразились в памяти нескольких поколений.
А чуть раньше, примерно за час до начала шествия, фронтовики вновь «обрели голос» в стенах здания на Большой Садовой, на сцене театра МОСТ. Их письма, песни военных лет, стихотворения о победе звучали с одной сцены.
Удивительно, что постановка не была похожа на многие другие. В ней не было типичного сценария, уникальных или красочных декораций — они вообще отсутствовали. Все звучавшие песни и письма «сплетались» ассоциативным рядом с кинокартинами, которые транслировались на небольшом экране. В спектакле-концерте использовались фрагменты полюбившихся зрителям фильмов. «В бой идут одни старики», «В небе «Ночные ведьмы», «Обыкновенный фашизм»… Кто не знает этих лент? У кого не щемило сердце от этих кадров?
Режиссер спектакля Георгий Долмазян рассказал зрителям, что фаворитом среди всех военных кинокартин считает фильм «В бой идут одни старики»:
— Этот фильм — наше ДНК, — отметил режиссер. — Народный артист Леонид Быков, снимавшийся в нем, побывал на фронте, он знал, что и как нужно сыграть. Вот поэтому мы решили сделать именно эту кинокартину своеобразной красной нитью в спектакле.
Некоторые кадры из фильмов заставляли зрителей улыбаться. Помните, что писал автор многих популярных советских хитов Василий Лебедев-Кумач: «Кто сказал, что надо бросить/ Песни на войне?/ После боя сердце просит/ Музыки вдвойне!»
Эта цитата стала лейтмотивом спектакля. Песни на сцене звучали разные: от трагичных до радостных. И пел их весь зал. Например, знаменитая «Смуглянка» раззадорила зрителей. Они начали притопывать на местах, аплодировать, ускоряя привычный темп мелодии, а актеры еле поспевали проговаривать текст песни.
Меня поразила не только реакция зала, но и состав аудитории. Среди зрителей было немало тех, кто пришел всей семьей, вместе с маленькими детьми.
Юные зрители осознанно смотрели постановку и даже активно поддерживали актеров.
Например, семилетняя Ариана Синицына знала слова почти каждой песни.
— Мне очень понравилось, как пели во время спектакля, — немного робея, сказала она по окончании представления. — Письма были очень трогательные, цепляли за живое. Они заставляли проникнуться атмосферой спектакля и того времени, — продолжила ее мама, Анастасия Синицына.
Действительно, письма — это «сердце» постановки. Представляется, как солдаты, сидя в потемках в окопах или землянках, торопливо набрасывали несколько строк, а после их жены или матери плакали над ними, прижимали эти весточки к груди, перечитывая десятки, сотни раз заветные строки.
Когда актеры зачитывали письма с фронта, их голоса звучали то приглушенно, то звонко. Иногда слова застревали комом в горле, а слезы, готовые вот-вот сорваться с ресниц, выражали как нельзя лучше их эмоции от прочитанного. И эмоции эти передавались зрителям.
Солдаты, видевшие войну, ценили каждую минуту жизни. «Я люблю жизнь со всеми ее радостями и горестями», писали солдаты родным в минуты отдыха. И так во многих весточках с фронта.
Актеры театра МОСТ находили «живые» свидетельства о войне в Госархиве, Министерстве обороны Российской Федерации, задействовали истории зрителей. Незадолго до спектакля объявили специальную акцию, прислать историю своего фронтовика мог любой желающий. Самые интересные вошли в сюжет постановки.
Миссия спецпроекта «В одном строю…» — показать современному зрителю, что победа над фашистским режимом — это результат сплочения многонациональной страны. Каждый, кто был в тылу, на полях сражений внес огромный вклад в победу вне зависимости от национальности и конфессии. Это и есть дружба народов, которая, по мнению организаторов, является не просто фигурой речи, а настоящим феноменом.