История взросления, преодоления, воли к победе

  • Максим Родионов
  • 28.02.2022

Наша страна всегда славилась своими спортсменами, представителями самых разных видов, особенно во времена Советского Союза. Футболисты, баскетболисты, хоккеисты, тяжелоатлеты, фигуристы и так далее, и так далее. Бокс тоже не был исключением. Но имя Валерия Попенченко, наверное, самой яркой звезды советского бокса, стало известно далеко за пределами нашей родины.

Спортсмена хвалил сам Мухаммед Али, от него была в восторге иностранная пресса, он принес нашей стране золото на Олимпийских играх 1964 года, проходивших в Токио. И он единственный советский спортсмен — обладатель кубка Вэла Баркера, который вручается самому техничному бойцу Олимпийских игр.

История этого незаурядного боксера и легла в основу фильма Артема Михалкова «Мистер Нокаут», премьера которого состоялась 23 февраля. Картина рассказывает историю восхождения Валерия Попенченко (в исполнении Виктора Хориняка) на боксерский олимп: от первых боев в суворовском училище, где он учился, до той самой победы на Олимпиаде в Токио. Его встреча с эксцентричным тренером Григорием Кусикьянцем (его сыграл Сергей Безруков) определила спортивную судьбу боксера. А главное — историю его взросления, преодоления и воли к победе.

— «Мистер Нокаут» — это, в первую очередь, художественное, а не документальное кино. В нем есть гротеск, преувеличение и сюжетные линии для усиления истории. Но, на мой взгляд, эти творческие отступления только усиливают картину. История Валерия Попенченко очень сильно меня вдохновила и легла в основу фильма. К тому же у нас давно не снимали картины про бокс, и все это подвигло меня на реализацию этого проекта, — отметил режиссер фильма Артем Михалков.

Создатели сконцентрировались на личности самого Попенченко, а спортивные успехи, хотя боев в фильме хватает, остаются по большей части за кадром. Чем интересен Валерий Попенченко, помимо своих достижений? А дело в том, что на родине его не очень-то жаловало спортивное сообщество: спортсмен, как писала пресса, не имел техники, дрался стихийно и был на ринге неуправляем. Действительно, особенностью его стиля был сильнейший напор — за это и ухватились сценаристы и режиссер фильма.

По сюжету герой — сюрприз! — ненавидит драться, но бокс является для него способом добиться чего-то в жизни и, что важнее, выместить накопившийся гнев. В течение двух часов мы наблюдаем, как главный герой бьется только потому, что именно это умеет лучше всего, потому, что, разозлившись, становится непобедим.

В центре сюжета его путь от нелегальных драк до боя в финале Олимпиады, путь, который проложил ему главный тренер в его карьере Григорий Кусикьянц. На их дуэте держится вся история — точнее, так должно быть в идеале. На деле чего-то все-таки не хватает. Фильм вроде не короткий, но времени с ними двумя мы проводим недостаточно много, нет, что называется, химии между ними.

Притом что актерские работы, что Хориняка, что Безрукова, очень хороши. В целом это классический дуэт учитель — ученик, но в фильме появляется еще один уровень, который обусловлен историей главного героя.

К сожалению, авторам не удалось полностью раскрыть ее драматический потенциал. На самом деле про любой элемент фильма можно сказать так. Упор на историю человека в первую очередь, а не на историю боксера является, безусловно, удачным решением. Постепенно по ходу сюжета мы узнаем все новые факты о главном герое, лучше понимаем его, видим причины его гнева. Все, как по учебнику, но об этом позже. Важной темой являются отношения Попенченко с отцом, конфликт, который разрешается, конечно, к финальному бою.

Мы знаем, что он победит в этом бою — в реальности было так, поэтому сам бой не мог быть основной целью. Именно способность справиться со своими демонами, эта внутренняя победа дает герою волю к победе на ринге. Конец действительно вышел эмоциональный, хоть и ожидаемый.

И в этом же основная проблема. Все элементы истории видны как на ладони, сделаны по всем сценарным канонам, грамотно поставлены и работают как надо. Но в тех моментах, где, казалось бы, можно было двинуться дальше, авторы не делают этого.

Вероятно, это обусловлено тем, что отход от канонов жанра чреват убытками. «Мистер Нокаут», конечно, неплохое кино, но и не особенное. Это очень крепкая драма, сделанная профессионалами. Качественный продукт, у которого был потенциал стать чем-то большим, но реализовать его не решились. А может быть, не сумели это сделать, кто знает. В любом случае, зритель получит ровно то, чего ожидает, когда идет на фильм о боксере, даже еще ложечку сверху — но не больше.

Рекомендации