Фото: Pixabay

Картина о первом советском фильме, получившем голливудскую награду

  • Максим Родионов
  • 18.04.2022

Фильм режиссера Сергея Мокрицкого «Первый «Оскар» вышел на экраны 14 апреля. Ранее режиссер отметился военной драмой «Битва за Севастополь» и, видимо, решив воспользоваться приобретенным опытом, снова взялся за фильм о войне. Но о войне ли? Вроде все есть: фашисты, батальные сцены, взрывы, танки — все атрибуты на месте. Что тогда за «Оскар», почему он первый и при чем он тут?

Многие знают про престижную кинопремию «Оскар» и про то, что ее в разные годы получали ленты «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова, «Война и мир» Сергея Бондарчука, «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова. Но самый первый «Оскар» советская картина получила еще во время Великой Отечественной войны, в 1942 году. Это был документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой», снятый группой фронтовых кинооператоров, пятикурсников ВГИКа, и смонтирован по заказу Иосифа Сталина. Лента имела колоссальный успех как на родине, так и в США. Именно ради нее на «Оскаре» появилась номинация за лучшую документальную картину, и именно о съемках этого фильма рассказывает «Первый «Оскар».

В центре сюжета два оператора из той легендарной группы, их роли исполнили молодые артисты Тихон Жизневский и Антон Момот — и исполнили, нужно сказать, замечательно. Весь фильм построен на их личном конфликте: это борьба за любовь девушки Юны (ее сыграла Дарья Жовнер) и противоположные взгляды на операторское искусство. От того, насколько молодые актеры справятся со своими ролями, во многом зависел успех фильма. И герои действительно вышли совершенно полярные, характерные, с яркими чертами.

Сценаристы точно демонстрируют коренные различия между молодыми людьми: громкий, уверенный и пробивной Павел стремится снимать «идеологически правильные», выстроенные кадры. А тихий, но обладающий железной волей Лев пытается уловить настоящие переживания людей.

В фильме присутствует и другая сюжетная линия: история того, как один из соучредителей премии «Оскар», американский продюсер Дэвид Селзник, несмотря на сопротивление коллег, старается продвинуть советский фильм на премию. Создатели «Первого «Оскара» явно дают понять, что документальный фильм был важен именно с точки зрения идеологии — гитлеровская угроза нависла над всем миром. И лента должна была вдохновить на подвиги. Но такой эффект картина имела именно из-за того, с какой искренностью была показана война. Проблема, пожалуй, только в том, что симпатии режиссера и сценаристов явно на стороне Льва с его более «человечным» подходом. Он гуманен, его хвалит начальство, и вообще он имеет некий ореол романтического героя. Выходит достаточно однобокий взгляд.

Правда, если присмотреться, можно найти в картине посыл, что съемки Павла тоже важны для документального фильма. Но это сделано настолько неярко, что кажется вообще ненамеренным и, конечно, не дает в полной мере раскрыть это противостояние. Создатели пошли по более простому пути и возвысили меланхоличного художника над «честным работягой», который тоже горит своим делом.

Помимо сюжета, «Первый «Оскар» обладает и крепкой режиссурой. Это не стерильный военный боевик, коих было много в последние годы. Война здесь фон, предмет интереса главных героев — и предмет страшный, кровавый. В фильме много натуралистичных сцен, иногда даже излишне жестоких. Война показана в фильме с пугающей убедительностью.

Это, конечно, не уровень натуралистичности лучших европейских образчиков: и спецэффекты и грим, отдают «студийщиной». Но режиссура обходит эти допущения и сосредотачивается на другом. Это камера: земля дрожит, когда по ней едет танк; мы всегда видим героя и видим жуткий фон, где совершается насилие над человечностью; оператора в первую очередь интересуют люди на этой Войне, а не сами битвы. И, конечно, звук: выстрелы, взрывы, шум военной техники — все это будто окружает зрителя и без предупреждения бьет с любой из сторон. Для российского военного фильма ощущения фронта переданы на каком-то другом художественном уровне.

Еще много можно сказать про честность создателей по отношению к вражеской и к нашей армии. Про необычные приемы и методы, примененные режиссером и сценаристами. Можно покритиковать за, будем честны, небольшую оригинальность фильма в целом. За некоторый глянец, который создатели не решились вывести из фильма полностью. Но в конце концов это российский военный фильм без идеологической повестки, не милитаристская открытка — пропаганда доблести, а действительно фильм о Войне. Посмотреть стоит хотя бы для того, чтобы увидеть, что так тоже можно снимать.

Рекомендации