Фестиваль книжной иллюстрации и визуальной литературы МОРС-2021 прошел с 7 по 10 октября в центре дизайна Artplay. Какие картинки сегодня рисуют для художественных произведений, узнала наш юнкор. В волшебной атмосфере искусства работы художников оживают, и вот на тебя смотрят сотни вселенных, рожденных фантазией иллюстраторов.
В мир детских снов погружают акварельно-нежные рисунки к «Хроникам Нарнии», а чуть дальше разворачивается суровая антиутопия в черно-белых тонах «Войны с саламандрами». Каждая серия работ уникальна, но всех авторов объединяет одно — жажда творчества. И ей они щедро делятся с посетителями.
В роли иллюстратора попробовать себя мог любой желающий. На мастер-классе «Живые пятна» художник-график Татьяна Боброва показывает, как персонажи рождаются из обыкновенных цветных пятен и ломаных линий. Все, что нужно, — краски, бумага и фантазия. Участники экспериментируют с цветами, рисуют смешные мордочки своим героям и изучают особенности работы художников-иллюстраторов. От художников в привычном понимании они отличаются тем, что учитывают интересы заказчика и потребности зрителя. Сама иллюстрация работает как наполненный метафорами зрительный образ для пояснения текста. Это сопровождающий элемент, но он делает материал понятнее, рождает символы, которые текст мог не дать человеку.
— Иллюстрация должна быть живая и искренняя, — делится опытом Татьяна Боброва. — Я стараюсь не думать о результате при создании иллюстраций, чаще всего это спонтанность. Но каждую работу ты пропускаешь через себя. Книгу с полки может взять любой, но в ней будто хранится твоя ДНК. Каждый проект — это новый вызов, но выход из зоны комфорта исвыводит тебя на новый уровень.
Вызов для участников мастер-класса — найти интересные формы и очертания персонажей в хаотично разбросанных на бумаге пятнах. Герои получаются неуклюжими, будто нарисованными детской рукой, но именно это — один из трендов в современной иллюстрации. В России становится актуальной наивная графика.
Ценится то, что взрослый автор рисует как ребенок, не боится показаться смешным и неловким в картинке. Это дарит свободу творчества, ведь привычные зрителям образы ломаются и трансформируются. В то же время популярна мощная печатная графика с экспериментальными техниками, и часто встречается смешанная графика: печатную графику художники сканируют, переводят в digitalсреду и создают новые текстурные образы там.
— На мой взгляд, о трендах говорить неправильно, — делится мнением Анна Чефранова, директор фестиваля. — Когда художники начинают копировать тренды, иллюстрации становятся похожими друг на друга. Люди рисуют в любых техниках — и это прекрасно.
Современная иллюстрация отличается от советской умением выходить за рамки: нет цензуры, авторы сами могут издавать свои книги. Многие проекты тех времен художники не решились опубликовать при жизни, поэтому работы находятся сейчас в их дневниках или скетчах. Но порой кажется, что в советские рисунки вложено больше души… Мы же живем в цифровом мире, что проявляется в сюжетах. Атрибуты времени меняются, а иллюстрации мы видим чаще на экране смартфона, нежели на книжной странице. Фестиваль — та площадка, где все замыслы художников воплощаются. Нет ни одной похожей серии, ведь уникальность важнее трендов. Частицу творчества уносят с собой и участники мастер-класса по созданию персонажей. Быть может, среди них оказался и будущий иллюстратор-профессионал?