Фестиваль «Ледовая Москва. В кругу семьи» на Поклонной горе, проходивший в этом году уже в пятый раз, завершился 12 января. Наш юнкор успел на нем побывать и поймать настоящее зимнее настроение.
Сверкающие разноцветными огоньками ворота с надписью «Ледовая Москва» заметает снегопад, а по радио — «Звенит январская вьюга». Вдали возвышается ледяная кремлевская стена, покрытая корочкой инея, храм Христа Спасителя и Большой театр. С другой стороны выглядывает громадный паровоз на Транссибирской магистрали и парусный фрегат времен Петра I. У сцены Валерий Харламов и Александр Овечкин поднимают клюшки, готовясь разыграть шайбу. А рядом Юрий Гагарин с космической орбиты приветствует гостей.
— В этом году тема фестиваля «Великие русские достижения». Соответственно, и ледовые скульптуры, и развлекательная программа переплетены с ней, — рассказывает Анастасия Остапенко, руководитель пресс-центра. — Никогда не поздно вспомнить великих людей нашей страны. Ведь многие даже не знают, что радио изобрел Александр Попов, а телевизор — Владимир Зворыкин. К нам также приезжают иностранцы, поэтому важно рассказать им о нашей истории.
Подготовка к фестивалю обычно начинается за месяц. В этом году три с половиной тысячи тонн льда привезли 13 декабря. Материал должен обладать одним главным качеством — быть кристально чистым. Если брать лед из подмосковных водоемов, то он будет мутным, с примесями. Поэтому его привозят с озер Екатеринбурга и Архангельска на машинах с морозильными установками и специальной амортизацией, чтобы он не разбился. Далее скульпторы начинают постройку волшебного города изо льда.
Ледовые мастера ответственно подходят к созданию фигур и тщательно собирают информацию о воссоздаваемом ими событии или изобретении. К примеру, чтобы сделать скульптуры в павильоне «Космос», они обратились в Роскосмос, где предоставили настоящий костюм космонавта. Команда профессионалов в течение 5–6 дней работает над одной статуей. Для статуй используются глыбы льда по сто двадцать килограммов, нужны машины для их установки и предельная осторожность.
— Основная сложность в работе со льдом — погода. Мы сражались с погодными условиями весь декабрь. Но победили! — радуется Анастасия. — У нас есть свои секреты. При сильном плюсе ставили шатры с морозильными установками. Часть фигур, более хрупких и детализированных, находится в отдельных павильонах «Наука» и «История», где поддерживается минусовая температура.
Самое массивное произведение изо льда — Московский Кремль, на который ушла тонна льда. Но посетителям он запоминается не только масштабом, но и длинными ледяными горками. С них весь день слышится детский смех.
— Меня поразила скульптура Юрия Гагарина, — делится впечатлениями одиннадцатилетняя Настя. — Не представляю, как можно было так тонко сделать большую ледяную картину. А храм Христа Спасителя выглядит как настоящий.
— Лед — уникальный материал. Он завораживает и дарит дух зимы, которого нам не хватает, — считает Анастасия Остапенко. — Вечером, когда скульптуры подсвечиваются, наступает особенный момент. Если под разным углом смотреть на них, то и понять их можно по-разному. Фигуры будто оживают, и каждый раз ты открываешь и в них, и в себе что-то новое.