Гайдай на съемках фильма «Спортлото-82». Фото 1981 года / Николай Малышев / РИА Новости

Леонид Гайдай. Мастер самого трудного киножанра

  • Ольга Никитская
  • 30.01.2023

Столетие режиссера Леонида Гайдая, отмечаемое 30 января этого года, — это огромное событие для поклонников его удивительных и отказывающихся стареть фильмов.

Разгадать загадку Гайдая невозможно: за окнами меняются пейзажи, уходят в прошлое наши привычки, но сама канва гайдаевских фильмов, их задор, нелепые ситуации, в которые попадают на экране герои его лент, — все остается и узнаваемым, и смешным.

Искрометная «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», очаровательная «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», разобранные на цитаты «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» — мы знаем эти фильмы наизусть, но можем их пересматривать и пересматривать. Неподражаемый стиль Гайдая-режиссера описать трудно, но и перепутать невозможно: легкость в нем главное. Не очень вяжется она с непростой молодостью Гайдая — ведь он воевал и только после тяжелого ранения был признан негодным для строевой… Или именно война, показавшая, каким страшным может быть мир, научила его любить жизнь и воспевать все самое светлое?

Леонид Гайдай начал творческий путь с работы в Иркутском театре, окончил ВГИК, а в 1955 году пришел на «Мосфильм», где дебютировал не комедийным фильмом, а картиной по рассказам В. Г. Короленко.

Сатирическая картина «Жених с того света» была жестко порезана, Гайдай попытался снять фильм историко-революционный, но вышло не ахти, и тогда он вернулся к комедии. Его шаржевые, гротесковые, но при этом очень узнаваемые герои — Трус, Балбес и Бывалый — стали народными любимцами, а фильмы «били» конкурентов в прокате и по просмотрам, и по кассе.

Чистые, светлые, наполненные счастьем, они вошли в золотой фонд отечественного кино. А «Бриллиантовую руку» даже называли лучшей комедией столетия. Несмотря на то, что Гайдай снимал и язвительные сюжеты для киножурнала «Фитиль», и экранизировал в 1970-х ряд произведений отечественных классиков, он достиг апогея славы благодаря именно этим выдуманным героям и доведенным иной раз до абсурда комичным ситуациям, в которые они попадали. И все его герои были бесконечно добры. Позже, пытаясь снимать картины «на злобу дня», например «На Дерибасовской хорошая погода…», он не добивался такого признания, как прежде. Не стало Гайдая в 1993-м. И лучшая память о нем — его фильмы.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игорь Черницкий, кинорежиссер, актер, сценарист:

— В смехе Гайдая не было презрения, издевки ни над ментальностью, ни над характерами, ни над нравами людей, живущих на земле, которую он любил как воин, проливший кровь за ее свободу. А не эта ли любовь как раз и определяет талант художника, комедиографа, умеющего придирчиво глядеть на людей, видеть их и понимать. Ведь понимать — значит прощать. И верить в них, не теряя чувства юмора.

Надо признать, что не получаются сегодня кинокомедии.

Все вроде разрешено, твори что подсказывают фантазия и талант. Но нет. Как раз и полезли на экран пошлость и безвкусица. Комедия — самый сложный жанр. Всем, кто хочет снимать комедии, совет: смотрите нестареющие кинокомедии Леонида Гайдая.

Рекомендации