Лишь бы не дрожали пальцы

  • Мария Хохлова
  • 6.12.2021

Подарок на Новый год ценнее, если куплен не в магазине. Поэтому мастерская «Мосгончар» начала серию мастер-классов по лепке праздничных сувениров из глины.

Не секрет, что популярность разного рода ремесел и так называемого хендмейда среди людей неуклонно растет. В наши трудные времена, когда люди устали от повсеместного цифрового формата, от крушения привычных способов взаимодействия, от увеличивающегося потока тревожной информации неоспоримо важной стала роль живого общения, простого труда, спокойного творчества.

Чаще всего люди приходят в мастерскую с нулевыми навыками гончарного дела, надеясь, что всему научатся непосредственно на месте. И они недалеки от истины, ведь за час-полтора вполне можно овладеть базовыми навыками работы с глиной и кругом.

На верхних полках стоят изделия мастеров, нередко являющиеся для гостей примером для подражания; мне же, при моей полной художественно-прикладной посредственности, они показались недостижимым идеалом…

На мастер-класс я шла в полном убеждении в своей несостоятельности, о чем не постеснялась с порога сообщить своему преподавателю. Наудачу моим учителем стала мастер Ольга Фунтикова. Она привыкла к подобным настроениям, поэтому отнеслась к моим словам весьма скептически.

— Так говорят практически все, даже не попробовав. Зато потом оказывается, что все не так уж трудно, — успокаивает меня Оля. — Я сама начинала не особенно уверенно. У меня за спиной художественные школа и училище, там мы упорно заучивали техники гончарного дела. Однако после учебы непосредственно «гончарить» я совсем не умела, пришлось учиться на месте. Когда я только начала здесь работать, делая первые шаги в профессии, как назло приехал известный телеканал снимать о нас репортаж. А я была тогда единственным свободным мастером. Пришлось делать уверенное лицо, которое не особо сочеталось с моими дрожащими руками, — смеется Ольга.

Сейчас она учится в педагогическом институте, что немало помогает ей в работе в мастерской.

— Педагогика — это прежде всего понимание психологии разных людей, что помогает найти правильный подход к каждому. Когда наш гость сидит за гончарным кругом, он должен быть спокоен, расслаблен и получать как можно больше удовольствия. Волноваться здесь обязана только я, — улыбается молодая наставница.

Для начала Оля спрашивает, какого рода изделие я хотела бы сделать. Неуверенно скольжу глазами по полкам. Принимаю волевое решение создать нехитрый объект — миску, которая показалась мне подходящей первой «жертвой».

Как объяснила мой наставник, в первую очередь надо принять удобное положение и не торопиться. Локти должны упираться в бортики гончарного круга. Ольга дает мне шарик серой глины размером примерно с ладонь. Его нужно бросить на круг так, чтобы получился шлепок. Это самая грубая и «агрессивная» часть процесса, далее от гончара требуется только нежность. Круг завертелся, и пальцы начали скользить по мокрой глине, на ощупь напоминавшей жирный крем для рук.

Тут главное — спокойствие, ведь малейшая дрожь передается моей заготовке, которая сразу же покрывается спиралями. Руки должны быть мягкими, но при этом тяжелыми, как у снайпера, при этом одна должна поддерживать другую, чтобы добиться большей устойчивости. В какой-то момент понимаешь, что достиг единения со своим творением, ведь глина начинает откликаться на все желания.

Оформление стенок требует особого внимания — неопытный палец коварен: он может ненароком продырявить стенку с одной стороны и допустить ее расширение с другой. В который раз понимаю, как повезло с учителем — Оля настойчиво не дает мне впадать в уныние из-за моих неудач. Раскрашивание же миски — самый драматичный этап. Кисточка в моих неуверенных руках вихляет, делая поверхность шершавой, но я не сдаюсь и не оставляю попыток взять ситуацию под контроль.

И пятилетний ребенок бы понял, что сочетание розового, желтого, красного и цвета морской волны — не самый удачный выбор. Но я уже настолько погрузилась в творческий процесс, что убедила себя: «А я так вижу!» Градиент, кричащие желто-зеленые спирали и некоторая умышленная кособокость стали достойными украшениями неуклюжей мисочки и поводом для неподдельной гордости.

Подводя итог, хочется сказать, что это был мой первый опыт подобного рода, но хочется верить, что не последний, ведь ты чувствуешь себя приобщенным к ремеслу с многотысячелетней историей, присутствуешь на сеансе противотревожной терапии, а также начинаешь верить в свои силы чуточку больше…

Рекомендации