Люди услышат наши юные смешные голоса

  • Иван Отвагин
  • 20.05.2024

Кинокампус имени Горького провел мастер-класс по озвучиванию фильмов. Юнкор «Вечерней Москвы» отправился к мастерам звука, чтобы узнать о тонкостях этой профессии.

В киностудии на ВДНХ саунд-дизайнеры работают в тесной комнатушке с длинной микшерной консолью со множеством маленьких кнопочек, панелей и экранов, на которой происходит запись звука и следующая его обработка, и с огромным окном в комнату для записи звука, полностью обитую маленькими черными пирамидками из поролона. Почти на всех горизонтальных поверхностях сидят заинтересованные дети и подростки. Над ними возвышается фигура лысого мужчины в ослепительно белых шароварах, футболке с индийскими узорами и массивными бусами на шее: это Антон Богдасаров, актер Московского областного государственного театра юного зрителя и диктор, который много лет успешно работает в озвучивании.

Вместе со своим коллегой Ярославом он раздает участникам разноцветные карандаши и рассказывает, как с их помощью улучшить свою дикцию: зажимаешь карандаш зубами и начинаешь разговаривать или читать вслух. Поначалу речь становится менее разборчивой, но постепенно произношение улучшается. А уж когда, как следует потренировавшись, убираешь карандаш — и вовсе ощущаешь, что вышел на другой уровень.

— Карандаш прямо спасение для актера озвучки! — объясняет Антон Богдасаров. — Можно также использовать пробки от бутылок или камушки, если, конечно, зубов не жалко.

Сразу вспоминается история древнегреческого оратора Демосфена, который, будучи косноязычным, учился произносить речи, набив рот камушками. Далее преподаватели рассказывают, как создаются искусственные шумовые эффекты, или, как их называют в кино, фоли. Часть фоли-шумов можно найти в открытом доступе, но некоторые нужно записывать самостоятельно. По словам Богдасарова, фоли-артист способен несколько часов простоять под дождем, ловя звуки падающих капель или, например, скрипа шагов по снегу.

Затем плавно подводят к теме практической части — гурам. Так называются голоса, которые звучат фоном в массовых сценах: если это детская площадка, то там должны играть и смеяться дети, если переполненный автобус, то в шуме толпы должны звучать недовольство и раздражение. Эти звуковые эффекты придают картинке на экране объем, создают атмосферу достоверности. Как отмечают преподаватели, почти все начинающие актеры «гурят» — этот навык помогает в будущем не бояться микрофона.

— Гуры можно записать посредством многократного дублирования одного и того же голоса, но это некрасиво, — говорит актер. — Поэтому сейчас мы всей толпой пойдем гурить хоккейный матч! На экране у пульта, за которым сидит Ярослав, появляется фрагмент трейлера нового мультфильма «Головоломка — 2». Звучит команда, и мы на десяток голосов начинаем одновременно выкрикивать фанатские лозунги и речовки, создавая атмосферу оживленного спортивного мероприятия. Потом эту запись, продублировав несколько раз, накладывают на видео. Удивительно, как буквально по щелчку крики нашей группы превращаются в целый стадион болельщиков. Следующее задание озвучить героев мультика.

Как отмечают преподаватели, с развитием технологий работа «звукаря» сильно меняется: то, что еще 20–30 лет назад называлось профессией «звукорежиссер», сегодня разделилось на десять разных специализаций. Профессия звукорежиссера очень важна для мира кино, ведь они способны повергнуть зрителя в страх или заставить смеяться одной лишь силой звука. По оценкам экспертов, сейчас в индустрии звукорежиссеров очень большая нехватка кадров, хотя это очень ответственный и очень востребованный в мире кино профиль. Ну а самый хороший звук, по мнению профи, это тот, на который не обращаешь внимания.

Рекомендации