Site icon Пресса в образовании

Марс в костюмах и декорациях

Кадр из немого фильма «Аэлита» режиссера Якова Протазанова, снятого в 1924 году

Кадр из немого фильма «Аэлита» режиссера Якова Протазанова, снятого в 1924 году

В Музее Москвы 3 апреля состоялся запуск второго сезона киноцикла «Отечественное кино XX века и городская жизнь». В этот раз посетителям рассказали про развитие отечественного кинематографа и культуры в начале ХХ века. Побывала там и наш юнкор.

Денис Ромодин, старший научный сотрудник Музея Москвы, москвовед, рассказал об истории кинематографа во время революции, влиянии на него новой советской власти и об идеологии того времени на примере фильма «Аэлита» 1924 года. Фильм был снят советским режиссером Яковом Протазановым по одноименной повести Алексея Толстого. Съемки первой, земной, части фильма были проведены без проблем, а вот для съемки второй, фантастической, части были приглашены художники разных театров Москвы. Поскольку «Аэлита» — это немое кино, перед ними стояла непростая задача перенести зрителя на Марс, и это необходимо было сделать только с помощью декораций и костюмов. И это у них получилось — город со множеством шпилей, правда, похож на город будущего, а использованные в костюмах пластиковые детали и новые ткани делают людей соответствующими обстановке. На Земле же в это время только заканчивается революция, эвакопункты переполнены, в квартиры подселяют чужих людей. Так и знакомятся некоторые герои фильма. А потом инженер Лось влюбляется в прекрасную марсианскую Аэлиту, проектирует ракету и летит на Марс, но в итоге выбирает свою земную жену, и они живут долго и счастливо.

Эту картину можно назвать культовой. Она стала первой советской фантастической постановкой. Премьера пользовалась популярностью у жителей столицы начала ХХ века.

— Фильмы начала 1920-х годов немного отличаются от более поздних. В них еще присутствует четкое деление на положительных и отрицательных персонажей и только зарождается четкая идеология советского времени, — отметил Денис Ромодин. — Все подобные фильмы являются связующими ниточками между настоящим и прошлым, чтобы люди вспомнили, какой была их страна раньше и как в ней жили люди.

Современные жители столицы по достоинству оценили фильм, как и москвичи, которые жили в начале прошлого века. А легендарный сигнал с Марса «Анта… одели… ута» запомнили многие.

— Эта картина может быть очень популярна в настоящее время. Людям надо понимать, что мечтать прекрасно, но обычная человеческая жизнь порой бывает гораздо интереснее полета на Марс, — поделилась впечатлениями от кинопоказа посетительница Музея Москвы Елена Свищева.