В Екатерининском парке прошел IX Московский фестиваль культуры народов Кавказа. С их обычаями познакомился юнкор «Вечерней Москвы».
Фестиваль работал с самого утра, но к официальному открытию (15:00) собралось больше всего гостей. У ворот посетителей встречали улыбчивые девушки в национальных платьях Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии.
У сектора Карачаево-Балкарской кухни желающим предлагали национальный кефир — айран. Густоватый и сытный напиток отличается от классического представления о кефире, больше напоминает сметану, но без яркого кисловатого привкуса. Несмотря на холод, молочное лакомство пришлось по вкусу большинству гостей. От добавки никто не отказывался! Дальше — мастер-класс по плетению кабардинских шнуров, издавна украшавших национальные платья и костюмы. Металлизированная нит ка складывается вдвое, даже гвоздь, составляются пять петель, и пальцы в определенной последовательности скрещиваются. Несложная механическая работа требует тренировок и внимания, тогда навык будет отработан, а ремесло освоено. Для новичка занятие кажется сложным и непонятным, но профессионалу даже и смотреть на руки не приходится. Сегодня национальный костюм все чаще вышивается бисером. Так легче, быстрее и дешевле. Но почитатели национальной традиции не отказываются от многовековой рукодельной техники.
Любитель инструментальной музыки, я не смогла пройти мимо мастер-класса по игре на кавказском барабане. Большой и звонкий, он помещается под мышку. Играют на нем двумя руками. Задача не из легких. Одновременно нужно удерживать барабан, извлекать звуки, попадать в ритм. Ударив раз, невозможно бросить. Игра увлекает, даже если не получается.
Простой с виду инструмент требует сосредоточенности, а главное — желания. Тогда ритмы превращаются в точную мелодию, с началом и развитием. Мой концерт почти получился. Но на фестивале был свой, профессиональный. Выступали артисты Астемир Апанасов, Эльдар Джаникаев, Тенгиз Габаев, танцевальные ансамбли. Но для меня главным номером стало выступление канатаходца в пятом поколении Расула Абакарова. Его номер произвел впечатление. Тонкий трос, закрепленный высоко над сценой, и человек с металлическим шестом, расхаживающий взад и вперед, — зрелище захватывает дух. Прирастаешь к земле, как бы помогая артисту, не сводишь глаз. Самым волнующим стало движение Абакарова вслепую, с мешком на голове. Казалось, звуки вокруг стихли, никто не дышал, ожидая завершения и опасаясь неверного движения. Но мастерство канатоходца оказалось на высоте, и зрители спокойно выдохнули.
Главной удачей для меня стала возможность научиться визитной карточке Кавказа — лезгинке. Большое пространство, вокруг люди, в центре — место для танца.
В лезгинке используются два образа. Мужчина-орел чередует медленный и стремительный темпы. Женщина-лебедь завораживает грациозной осанкой и плавными движениями рук. Постепенно она увеличивает темп танца вслед за партнером.
Волнительный момент ожидания сменяется радостью и гордостью от «сопричастности». Забываешь о правильности элементов, наслаждаясь моментом. Сердце колотится, но движения остаются плавными. Партнер ловко и решительно выполняет свою часть танца, его уверенность передается и «лебедушке».
Мне, конечно, до такой грации далеко, но ощущение настоящего полета долго не оставляет. Если в мире и есть что-то лучше армянского шашлыка, то только кавказская лезгинка в парке на глазах у всех!