Site icon Пресса в образовании

Множество микросюжетов не мешает восприятию фильма

Множество микросюжетов не мешает восприятию фильма

Фото: Кадр из фильма «Одиннадцать молчаливых мужчин», 2021

Премьера фильма Алексея Пиманова «Одиннадцать молчаливых мужчин» состоялась 17 февраля. На ней побывал и наш юнкор.

Любят у нас снимать спортивные драмы. Наловчились как-то: красивая картинка, зрелищные матчи, напряжение — от элемента соперничества — и какое-то важное событие в истории нашего спорта на фоне личных историй героев. Вот и весь их секрет.

Благо наше спортивное прошлое изобилует подобными сюжетами и важными событиями. Интересных личных историй тоже хватает. Связано это в основном с тем, что играли у нас хорошо, спорт любили, а посоревноваться с Западом удавалось редко — любая такая встреча навсегда оставалась в памяти практически каждого советского человека. Про одно из таких событий Алексей Пиманов и снял свой новый фильм.

Название отнюдь не является отсылкой к классической американской драме «12 разгневанных мужчин». «Молчаливыми» назвала британская пресса наших футболистов из московского «Динамо». Клуб приехал в Англию в ноябре 1945 года, чтобы сразиться в товарищеских матчах с лучшими клубами Англии. Гораздо раньше, чем наши баскетболисты обыграли американцев (фильм «Движение вверх» о победе советских баскетболистов над американскими на Олимпиаде 1972 года, которая проходила в Мюнхене, про знаменитые «три секунды», сняли еще в 2017-м) или Валерий Харламов привел нашу сборную по хоккею к победе над канадцами (Суперсерия 1972 года). В картине «Одиннадцать молчаливых мужчин» время аккурат послевоенное, а поле битвы — футбольное.

Давайте прыгнем с места в карьер: этот фильм не про футбол вообще. Возможно, кого-то это разочарует, но непосредственно футбольные матчи занимают наименьшую часть хронометража. Нестандартное решение, особенно на фоне схожих спортивных драм. Ожидался фильм про спортивную команду, что заявлено в самом названии, но на деле команда — это человек восемь статистов, а внимание уделяется в лучшем случае троим из всех. А по сути, вообще только одному. Но, несмотря на такое разрушение ожиданий, это само по себе ни хорошо, ни плохо — вопрос только в том, о чем же тогда картина?

В фильме очень много разных элементов и микросюжетов. В таком обилии основная линия хоть и ясна, но занимает не так много места в пространстве фильма, как того хотелось бы.

В центре сюжета — молодой футболист (его сыграл Макар Запорожский), которого взяли в «Динамо» из другого клуба специально для этой поездки, потому что он, как говорит один из членов команды, лучший футболист СССР. Его линия довольно неоднородная, как будто создатели так и не определились, что конкретно хотели показать, а времени доработать уже не было. Тут и личная драма, связанная с его братом, которая благополучно сходит на нет к середине фильма; и отношения с английской журналисткой, где все начинается с манипуляции, потом через любовный треугольник перетекает в любовную драму, а заканчивается криминальными разборками.

А помимо этой, есть еще две любовные линии: у второго нападающего и у спортивного комментатора, роль которого исполнил очень харизматичный Павел Крайнов. И это все на фоне некоего криминального сюжета, где местный нелегальный букмекер постоянно пытается заработать на матчах.

Конечно, в кратком пересказе от такого многообразия может закружиться голова, но и в продолжение двух часов фильма все это смотрится довольно сумбурно. Как будто в мясорубке смешали все классические элементы спортивных драм, а потом сверху, как вишенку, положили футбол, который в фильме присутствует только номинально. Что, повторимся, не обязательно плохо — просто стоило сосредоточиться на чем-то одном. Однако, несмотря на все вышеперечисленное, справедливости ради нужно сказать, что фильм смотрится достаточно приятно. Магия кино в действии: все элементы сделаны не на высшем уровне, но вместе они создают хорошее впечатление.

Побочные любовные линии никак не влияют на сюжет, но сами по себе очень трогательные и хорошо сыграны. Основная линия до самого конца не может определиться, но к финалу выравнивается, и сама концовка — причем далеко не самая очевидная из возможных — сделана достаточно хорошо и эмоционально.

А ведь последнее впечатление — самое запоминающееся. Безусловно, это не великое кино, и в истории оно, скорее всего, не останется, но за его просмотром можно приятно провести время, посмотреть на красивых актеров и поболеть за наше «Динамо».

Понятно, что такие фильмы явно делаются не из желания творить искусство, но радует, что хотя бы яркие эмоции от подобных картин получить еще можно.