Каждое поколение по-своему воспринимает мир. Использует ли современная молодежь опыт и знания своих предшественников или она собирается идти собственным путем, набивая новые шишки? Об этом рассуждают ученики московских школ и юнкоры студии «Новый фейерверк».
Анна Кудряшова, юнкор:
— Каждый из нас, даже взрослые, слышали фразу «а вот раньше было лучше» от старших. Думаю, эту тему можно считать вечно актуальной, как проблему любви или взаимоотношений отцов и детей. Наше поколение стало более толерантным, рассудительным и спокойным, нежели предыдущее. Лихие 90-е оставили яркий след в памяти наших родителей, что сделало их нервными, но стойкими и сильными.
Илья Конюков, юнкор:
— Наше поколение отличается разнообразием выбора, изобилием свобод и эмоций, разносторонними взглядами и амбициями. Но, как подмечают наши родители, мы чувствительнее и ранимее. В некотором роде это минус, но мне кажется, что такова достойная плата за возможность ощущать полный спектр эмоций. К сожалению, тут никак не обойтись без темы отцов и детей, ведь то, что естественно для меня и в целом всего поколения, нашим родителям может быть непонятно или вообще когда-то считалось непостижимым. Но самым главным отличием нашего поколения от предыдущих стало наличие интернета с самого детства, такого уровня ресурс доступен человечеству впервые.
Александра Кравченко, юнкор:
— В теории поколений принято считать, что каждые 20–25 лет на свете появляются люди, чье мировоззрение не сходится с убеждениями их предшественников. Это кажется очевидным — современный мир меняется очень быстро. Новые технологии, изменения в экономике, образовании и культуре формируют совершенно «других» людей. Мне кажется, наше поколение отличается большим вниманием к своим внутренним процессам, умением быстро перестраиваться и усваивать новую информацию. Конечно, во всем можно найти как плюсы, так и минусы, но сбалансированная личность сможет договариваться и общаться с людьми самых разных поколений. На нас оказывает влияние воспитание наших родителей, бабушек и дедушек, старших братьев и сестер. Мы перенимаем не только современные ценности, но и ценности, укоренившиеся в наших семьях, стране, культурном коде. Я думаю, что наше поколение — это сумма прежних убеждений и нового мировоззрения, современных навыков и увлечений.
Иван Хлобышев, юнкор:
— Мы стали первым поколением детей, которые получили телефон еще в детском возрасте. Мы поиграли на нем в игры, побаловались в фоторедакторе, и нам все нравилось. Но когда мы говорим о разности поколения Z и предыдущих, мы на самом деле обсуждаем влияние главного изобретения конца прошлого столетия — интернета. Наше поколение все те же люди: руки, ноги, голова работает — но росли мы в других предлагаемых обстоятельствах. Интернет отвечал на наши вопросы-почемучки, позволял съездить куда-нибудь в Южную Африку, с помощью нажатия одной кнопки и вернуться еще до обеда. Многие из предыдущих поколений часто ворчат, вспоминая, как они в детстве много гуляли, лазали по стройкам и заброшкам, рискуя поставить пятку на ржавый гвоздь, а сегодня, дескать, детей на улицу не выгонишь. Но я думаю, любому родителю будет спокойнее, если его ребенок просто посмотрит видео о том, что случится, если кинуть шифер в костер, а не проведет такой эксперимент. А еще интернет уменьшил возрастную дистанцию. Школьники могли попасть в сообщества по интересам, где находились люди в два раза старше. Это привело к тому, что зумеры довольно рано взрослеют, начинают работать, искать себя. В этом, мне кажется, кроются причины повышенной тревожности поколения, которое стремится самореализоваться еще до получения школьного диплома. Но между поколениями гораздо больше общего, чем различий. Просто нужно научиться принимать друг друга.
Марьяна Романова, юнкор:
— Каждое поколение уникально и отличается от предыдущих. Безусловно, наше не стало исключением. Есть и плохие черты, которых, как мне кажется, не было у предыдущих поколений, например, сильно ухудшилось качество речи. Также наше поколение меньше читает, увидеть подростка с книгой в наши дни — большая редкость. Но мы с ранних лет работаем с компьютерами и другой техникой, а поэтому имеем больше возможностей для развития. У нас нет никакого информационного вакуума: с помощью глобальной сети мы можем узнать практически обо всем. Мне кажется, мы более толерантны и проще относимся ко многим вещам. Так что наше поколение неповторимо, как и все предыдущие!
Екатерина Ефремова, юнкор:
— Я думаю, что поколения отличаются не так сильно, как это принято считать. Разница между ними подчеркивается, и из-за нежелания признавать свои слабости или возможности других часто возникают всевозможные конфликты. Наше поколение, как мне кажется, отличается именно тем, что мы стараемся быть понимающими и толерантными ко всему. Да, мы точно так же можем пошутить про то, что дети, которые младше нас, совершенно другие, но и мы сами были такими же. Зумеры держатся вместе, понимают важность и ценность дружбы, умеют работать друг с другом и находить компромиссы, что очень важно в любом деле. Люди более старших поколений, я думаю, более принципиальны в своих решениях. У них есть свои устои, которые, как и у нас, появились еще в детстве. И это тоже скорее наша схожесть, чем различие.
Феодосия Челкина, школа № 1231:
— Наше поколение выросло в эпоху стремительного развития технологий. Смартфоны, социальные сети и интернет изменили способы общения и получения информации. Это дало доступ к огромному количеству данных, но и привело к поверхностному восприятию информации. Современное поколение имеет доступ к более высоким уровням образования, чем когда-либо прежде. Социальные сети создают платформу для постоянного сравнения себя с другими, что может вызывать чувство неполноценности и низкую самооценку. Такие традиционные формы досуга, как чтение книг или игры на улице, уступают место видеоиграм и просмотру контента в интернете.
Варвара Дорошенко, школа № 1231:
— Каждое поколение отличается от предыдущего, причем позитивных изменений может быть ощутимо больше. Я считаю, что мое поколение глобально более гибкое и мобильное, чем предыдущие. На нас сказалась пандемия — мы можем быстро находить цифровую альтернативу привычным вещам, при этом не забывая о живом взаимодействии с окружающим, быстрее схватываем и обрабатываем информацию — все из-за частого контакта с интернетом. Возможно, вся эта история вызывает не самое благоприятное впечатление у старших, но когда такого не было?
Таисия Суханова, медиацентр «Московское время 12:31»:
— В последнее время я очень много думаю про поколения и их различия и, если честно, чувствую, будто превращаюсь в старую ворчливую бабку, которая бубнит: «Раньше было лучше». Мне кажется, мое поколение гораздо меньше приспособлено к жизни, и проблемы, которые ничего не стоили для наших родителей и бабушек с дедушками, вызывают у нас страшные страдания. Да даже по школьной программе можно сказать, что способности к учебе сильно снизились, а ее все продолжают упрощать. Может, только по этому факту нельзя делать вывод о приспособленности к жизни, но, думаю, и для жизни, и для учебы нужны похожие качества.
Эллина Степанян, школа № 1231:
— На мой взгляд, наше поколение кардинально отличается от предыдущих и мировоззрением, и способами социального взаимодействия, и культурой, и доступом к технологиям. Мы пользуемся телефонами, компьютерами и планшетами, мгновенно получаем различную информацию, и это очень изменило наше восприятие реальности и процесс познания мира. Изменения коснулись и процесса взаимодействия с другими людьми. Нам намного легче общаться друг с другом через мессенджеры, чем в реальности, что не дает нам должного коммуникативного развития. Это, конечно, на мой взгляд, очень большой минус. Все-таки ничто не сможет заменить именно живого общения. Когда видишь реакцию человека, можешь посмотреть ему в глаза. Но интернет-пространство дает также и большую пользу. С появлением онлайн-платформ для связи стало легче работать, учиться и получать новые навыки, параллельно занимаясь другими делами. Мы можем приобретать новый опыт, путешествовать, одновременно с этим работая. В целом наше поколение более открыто к разнообразию мира, новым знаниям и трендам, которые формируются по всему миру.
Снежана Шерешева, юнкор:
— Мне кажется, связь нашей жизни с технологиями и наше отношение к ним может считаться одним из основных факторов для характеристики поколений. Из-за того, что за последние 30–40 лет во всем мире прошла глобальная компьютеризация. Поколение перед нами — миллениалы. Общедоступность технологий и гаджетов пришла, когда им исполнилось примерно 20 лет. На тот момент они были уже полностью сформировавшимися личностями, но и в то же время легко приспосабливающейся к изменениям молодежью. Появление технологий в их жизни никак не повлияло на их личность. В отличие же от миллениалов, у нас, зумеров, появление технологий пришлось на более ранний возраст. Поэтому для нас какие-либо технологии — это не только ресурсы для выполнения работы, но и место отдыха. А еще мы — первое поколение, которое может общаться при помощи стикеров и мемов. Так мы можем подчеркнуть наши эмоции.