Фото: Киселев Сергей / АГН «Москва»

Музейные экспонаты стали главными героями фильма ужасов

  • Ксения Бабкина
  • 23.05.2022

Акцию «Ночь музеев» провели в Доме купца Носова 13 мая. Во время развлекательно-образовательного вечера «В гостях у московского фабриканта» у посетителей особняка был уникальный шанс перенестись в начало XX века.

Дебютная для особняка Носова акция началась с исторической реконструкции «Открытие дачного сезона». Посетители увидели прогулочные платья 1898–1909 годов. Этим вечером можно было познакомиться поближе с традициями чаепития в высшем обществе. Реконструкция включала церемонию, во время которой можно было рассмотреть необычный старинный сервиз из фарфора. За столом, изящно передавая друг другу чашечки, сидели девушки в белых платьях с изысканным шитьем, словно сошедшие со страниц чеховских произведений.

— Существует два вида чайных платьев: полностью белое и платье темных тонов с белой грудкой и манжетами — для девушки это показатель того, что раз она наливает чай гостям и не капает на себя, то она хорошо воспитана и аккуратна, а значит, хорошая невеста. Чайные платья чаще всего шили из легких хлопковых тканей или тонкого шелка, обильно украшали шитьем, вышивкой и кружевом. В эпоху модерн кружево уже начали производить промышленным путем, поэтому оно было доступным и создало моду на кружевные чайные платья. Чаще всего платья шили на 1–2 раза. Некоторые шли на хитрость и немного переделывали наряд, чтобы снизить затраты, — рассказывает модистка Дарья Еремеева-Хандашкова.

О досуге людей того времени рассказал Петр Ершов, руководитель проекта «Старинная игротека». Он представил детские развлечения, такие как кубарь (игрушка, похожая на волчок) или бильбоке — шарик, который нужно поймать в деревянный «колокольчик». Многие не могли сразу справиться с тем, чем развлекались мальчишки, все-таки эти игры требуют ловкости и сноровки. Были и развлечения для взрослых: карты, как привычные игральные, так и Таро, которые изначально были обычной забавой, а не инструментом гадалок. Можно было попытать удачу в настольной игре-бродилке гусек — отправиться в путешествие по России, где каждый бросок кубика способен или завести игрока в страшную беду, или принести победу.

Пока посетители покоряли Москву на игровом поле, дамы принарядились для дефиле. Наряды подобраны тщательно — модистки и модели решили придерживаться моды 1903– 1908 годов, так как именно в это время и был построен особняк Носова. Гостям представили блистательные вечерние платья и прогулочную одежду для дам и кавалеров. Особенно поражали аксессуары: поясные сумочки, длинные перчатки, шляпки.

— Никогда не приходилось видеть людей, одетых в костюмы той поры, которые бы выглядели настолько естественно, как будто они действительно в них ходят всю жизнь, — поделился впечатлениями писатель Игорь Шнуренко, посетивший вечер.

Гости могли пройтись по особняку, вслушиваясь в приятное поскрипывание лестницы и оглядывая старинное убранство. Экскурсовод показала комнаты семьи Носовых. А художницы Даша Азбиль и Лена Бузуева, выпускницы Московской школы современного искусства, представили свои проекты, посвященные особняку Носова, в которых можно посмотреть на дом совсем с другой перспективы. Светозвуковая инсталляция «Один раз услышать» наделяет голосом предметы.

— С помощью нейросети мы перевели изображение в звук. Нейросеть находит нетривиальные закономерности и ассоциации между визуальным и аудиальным, — рассказывает художница Даша Азбиль. — Мы стараемся отразить ту сторону экспонатов, о которой люди не задумывались.

Художницы рассказали, что использовали технологии искусственного интеллекта, который «перевел» изображение с экспонатами музея в звук.

Кроме этого, можно было посмотреть 3D-фильм «Девиантное поведение», снятый ночью в особняке в лучших традициях мистики и хорроров. На экране в черно-белой съемке мелькали образы, играли сюрреалистичные тени, слышался пронзительный скрип, но все-таки картинка завораживала, и хотелось смотреть еще и еще. Главными героями фильма также стали экспонаты особняка Носова. Оператор будто бы следит за ними во время нерабочих часов. Особенность показа в том, что короткометражку демонстрируют через стереоскоп, который стоит внутри небольшого ящика, похожего на кукольный домик для ярмарочных театральных постановок.

— Выбрали такой формат показа, чтобы сделать отсылку к мистике подобных аттракционов, добавить ощущение тревоги, присутствия кого-то еще. Это должно одновременного удивлять и привлекать своей загадочностью, — пояснила Даша.

Рекомендации