В рамках событийной программы выставки «Москва без окраин. Преображенка» в Музее Москвы начались мастер-классы художников и ремесленников, где мастера учат посетителей необычным техникам производства объектов или изображений. На одном из первых побывала и наш юнкор.
Сейчас практически не найти людей, которые по-прежнему пользуются проверенными годами, но устаревшими способами проявления и печати, если только они не специалисты. В современной суете иногда находятся люди, не позволяющие угаснуть этой невероятной культуре.
— Художники вернулись к старым способам печати, потому что все «наелись» цифровой фотографии, и хочется чего-то необычного. Кто-то обращается к пленке, другая часть ищет нестандартные способы печати, например на ткани или других необычных материалах, — считает Татьяна Зайцева, мастер по цианотипии, художник и педагог.
Она показала, что процесс создания фотографии может быть просто невероятным. Но у этого мастер-класса была еще одна особенность: он проводился на жестовом языке — все, что происходило, мастер сразу же «переводила» в жесты. Слабослышащие ребята, а их было немало на мероприятии, с интересом наблюдали, старательно повторяя каждое движение мастера.
— Для этого метода делается раствор двух солей: калий и аммоний — жуткий яд! Нужно быть аккуратнее, — предупреждает мастер.
А потом началась настоящая магия. Участники выбрали негативы — очертания будущей работы, после чего Татьяна раздала всем листы плотной бумаги, пропитанные этим самым опасным составом, и процесс пошел. Бумага, к которой приложили негатив фотографии, стала проявляться серым отпечатком. Но это было только начало, дальше будущим копиям предстояло проявиться во всей красе под солнечными лучами.
— Чем сильнее солнце, тем быстрее фото проявится. Как только отпечаток станет серым, значит, готово. Остается только промыть под водой, — комментирует Татьяна, приглашая участников на улицу.
А пока фотографии проявляются, рассказала немного о цианотипии и ее основах.
— Цианотипия была популярна задолго до цифровой эры. Так студенты делали отпечатки чертежей — синьку, а ботаники — очертания новых растений. Цвет, получаемый этим способом, называется берлинская лазурь, — проводит небольшой экскурс мастер.
И вот когда первые рамки были готовы, все пошли обратно в здание, чтобы смыть солевой раствор. Моей соседкой оказалась студентка Лиза Пушкина. Она изучает жестовый язык и пришла на мероприятие, чтобы убить сразу двух зайцев: и попрактиковаться, и узнать о необычной технике фотографии.
— В столице проходит много интересных инклюзивных программ, в частности, в Музее Москвы. И когда я заметила, что будет перевод на жестовый язык, не думала ни минуты. Но я пришла сюда не только для практики, но и чтобы узнать что-то новое, необычное, — рассказала Лиза.
Тем временем фотографии готовы, лежат на столе перед участниками. Кое-где на бумаге появились красные пятна, и Татьяна объяснила, что послужило причиной брак и как в будущем избегать таких неприятностей.
— Цианотипия получится некачественно, если бумага была отбелена кислотой. При ее воздействии появятся красные пятна. Можно брать разную бумагу, но чем плотнее, тем лучше, иначе результат будет непредсказуемым, — пояснила мастер.
Но, несмотря на мелкие неудачи, все остались довольны, и возможно, кто-то из участников мастер-класса попробует повторить эту технику дома, ведь этот способ очень простой и доступный.
Оказывается, чтобы делать что-то необычное, не нужно много ресурсов, достаточно просто заинтересоваться и начать творить!