Россия. Москва. Здание Дома культуры имени Русакова. В нем располагается Театр Романа Виктюка. Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Виноградов

Неоднозначный спектакль юбилейного сезона

  • Максим Родионов
  • 8.11.2021

Спектакль «Пир» — премьеру юбилейного, 25 сезона Театра Романа Виктюка, — увидел 31 октября наш юнкор.

25 лет — дата не очень крупная, но очень значительная. Тем более что впервые сезон не открывал сам Роман Григорьевич, ушедший из жизни в прошлом году. Юбилейный сезон совпадает с еще одной памятной датой: 28 октября самому Роману Виктюку могло бы исполниться 85 лет. Уж эту дату никак не обойти стороной.

Большая часть мероприятий сезона посвящена памяти основателя и бессменного художественного руководителя. Новый худрук театра Денис Азаров вместе с коллегами подготовили масштабную программу, посвященную памяти Виктюка: сумели восстановить некоторые старые спектакли Романа Григорьевича, которые снова покажут на сцене, поставили собственную поэтическую программу и даже организовали выставку, посвященную любимому режиссеру, которую уже успели оценить преданные зрители.

Тем не менее театр должен двигаться вперед, развиваться с новым руководителем. Денис Азаров прекрасно это понимает, поэтому его основной задачей на нынешний сезон стало наметить курс дальнейшего развития для труппы. И первый спектакль режиссера под названием «Пир» стал манифестом, определившим новый путь для театра. Денис Николаевич решил обратиться к неоднозначному творчеству ленинградских поэтов-авангардистов, объединение которых в тридцатые годы носило название ОБЭРИУ. По словам постановщика, творчество обэриутов очень близко ему самому, и это прекрасно чувствуется в спектакле.

— Мы ставим сложную литературу про сложного человека, и обэриуты — это как манифест: мы пойдем в этом направлении, — отмечает Азаров.

Материал спектакля — это тщательно отобранные и собранные воедино прозаические и поэтические тексты обэриутов. Эти произведения трудно как-то интерпретировать, но режиссер и не пытается воплотить на сцене каждое в отдельности.

Текст скорее сам является героем спектакля — причем главным, которого постановщик поместил в особое пространство, где эксцентричные поэты, свободные от уз реальности, устроили свой античный пир. Начало постановки может сбить с толку: яркое, громкое, местами грубоватое и даже шокирующее — настоящий цирк! Но это все, оказывается, лишь ширма, открыв которую, режиссер пропустит нас в совершенно потусторонний мир.

В этот момент пространство спектакля постепенно, медленно и плавно засасывает ваше сознание в иную чудную (ударение — на ваше усмотрение) реальность. Это чувство похоже на медленный переход в сон, где лишенные логики речи персонажей не кажутся чем-то неестественным. Удивительно, как режиссер сумел сотворить на сцене вневременной мир, свободный от оков повседневности и буквальности.

Мир, где настоящие поэты беседуют друг с другом в компании Пушкина и Гоголя, а на фоне с самоваром ходит дворник — извечный спутник русской классической литературы.

Играть такой материал невероятно трудно. Когда внешний смысл текста не ясен, артистам остается только отдаться этому потоку мысли и передать его зрителю.

Актеры, надо отметить, справляются с этой не вполне четкой задачей замечательно: текст произведений звучит со сцены так искренне и естественно, что вы невольно соглашаетесь с «логикой» этого мира и становитесь его частью. Ценность спектакля «Пир» заключается в том, что художник, проникнув вглубь произведений и ухватив это тончайшее и неуловимое, сумел воплотить его на сцене. Постановка раскрывает для зрителей творчество ленинградских поэтов и позволяет взглянуть на него по-новому. Подача актеров, музыка, декорации и сценография — все вместе органично переплетается и создает непередаваемое ощущение. Режиссеру удалось приоткрыть зрителю дверцу и проводить его в волшебный мир поэзии обэриутов.

Рекомендации