Чего ждать от постановки, рассчитанной на зрителей «от 2 до 100 лет»? Универсальности? Многоплановости? Неоднозначности? Наш юнкор нашел ответ на этот вопрос, побывав 4 апреля на премьере спектакля «Удмурт выжыкыл. Сказки, которые объединяют» арт-чердака «Мамин театр».
«Выжыкыл» означает фольклор, то есть вечер был посвящен легендам и старинным преданиям удмуртов. Это один из наименее изученных народов России, он отличается скромностью, трудолюбием и… таинственностью! Весь спектакль пронизан ею, каждый шаг труппы совершенно неожидан: то Шайтан (божество — антагонист главного бога, Инмара) ищет дно моря, то медведь лезет на дерево с барабаном и украденной книгой под мышкой, то робот-экскурсовод Баба Настя устраивает викторину и отказывается отвечать на вопросы посетителей музея, пока они не «подтянут» знание удмуртского. А под закрытие музея, в который по сюжету пришли герои, им вообще устроили дискотеку. Или они сами ее устроили — сразу не разберешь.
Зрители автоматически считались посетителями музея и помогали актерам отвечать на вопросы викторины, которую проводил электронный экскурсовод. Причем вопросы касались удмуртского языка. Откуда берет корни привычное слово «пельмени»? Казалось бы, оно тривиальное и ничего удивительного в нем нет. Но на самом деле слово «пельмени» образовалось от удмуртского «пельнянь», что означает «хлебное ухо». А «суй» по-удмуртски что означает, розетку или руки? Может, это название сурка? Герои перебирают все варианты и в итоге проходят викторину. Но их ждет еще одно испытание: Баба Настя — робот уже не маленький, лет ей немало, поэтому ее слуховые функции немного барахлят. А еще она уже не резвая энергичная роботка, поэтому, рассказав народную сказку, Баба Настя засыпает. И тогда герои начинают искать секретную записку…
Актеры воссоздают процесс сотворения мира, показывают битву богов за Землю, во всей красе демонстрируют, как боги прокляли людей, а потом простили благодаря преданной человеческому роду собаке. Но зерна колосьев все-таки уменьшили… Все происходит под динамичную музыку, поэтому спектакль особенно завораживает.
Как возник Эльбрус, как медведь стал хозяином леса, а человек — земли, что будет, если нажать на кнопку под национальной магической куклой-мотанкой, и за что боги хотели покарать людей — это даже не половина того, о чем узнаешь по ходу спектакля.
Прямо на сцене разворачивается уникальное действо: создается Священная гора, удмуртский Шайтан общается с рыбой и ест землю, бог ветра отзывается на свист и задабривается уткой. Но недостаточно задабривается, поэтому сражается с богом воды, чтобы проверить, кто из них сильнее. Множество элементов народной культуры играют важную роль в сюжете спектакля. Кроме того, посетители музея узнают легенду о быке, увидят три удмуртские свадьбы. А вы знали, что рождение — это свадьба с жизнью, непосредственно свадьба — это свадьба с человеком, а похороны — свадьба со смертью?
Режиссеры так выбрали инструменты привлечения внимания зрителей, что оторваться от спектакля просто невозможно. Актеры еще не вышли на сцену, а зал уже заинтригован. Каждый зритель, даже если готовился и пытался изучить тему, понимает, что ничего не знает об удмуртах. А сколько можно о них узнать интересного — трудно и представить, а ведь все, что происходило на сцене, длилось лишь минут 40. И за это время, кроме удмуртских легенд и сказок, зрители еще узнают, что такое айшан, крезь, узьыгумы и рушник.
Усиливает интерес то, что на сцене играют сами авторы и режиссеры спектакля — Дарья Витан и Василиса Галсанова. Когда смотришь на них, видишь, насколько они увлечены темой и что они вкладывают все возможные и невозможные силы в то, чтобы увлечь и вас.
Всего в России более 190 народов, и если про каждый будет подобный спектакль, динамичный и непредсказуемый, как бог ветра Инмар из удмуртской мифологии, то мы сможем хотя бы приблизиться к пониманию их традиций. Я бы сходила на все не раздумывая.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Удмуртский народ возник в результате распада прапермской этнолингвистической общности и является коренным населением северного и среднего Предуралья и Прикамья. По переписи 2010 года в России проживало около 552 тысяч удмуртов (из них 410 тысяч в самой Удмуртии).