Кадр из фильма «Дюна»

Новая вселенная киноэпопеи: начало большой и важной истории

  • Максим Родионов
  • 27.09.2021

В широкий прокат 16 сентября вышел эпический блокбастер режиссера Дэни Вильнева «Дюна». Часть зрителей ожидала этот фильм с трепетным нетерпением, а другая часть вообще не понимает, о чем идет речь и почему все так ждали очередную фантастику в кино. Вкратце расскажем, что же такое планета Аракис (или Дюна) и с какой специей ее едят. А стоит смотреть фильм или нет — решайте сами.

В далеком 1965 году писатель-фантаст Фрэнк Герберт написал толстенный роман под названием «Дюна», в котором создал целый мир очень далекого будущего со своими законами, политикой и философией.

На минуточку. За четырнадцать лет до «Звездных войн». Роман быстро стал в узких кругах культовым, после чего получил множество продолжений.

В центре сюжета находится планета Аракис, большая часть которой покрыта пустыней. Пересказать всю завязку вкратце, увы, не выйдет: оригинал все-таки занимает семьсот с лишним страниц.

Возникает главный вопрос: стоит ли идти на новый фильм в кино? Тут нужно еще обмолвиться, что это не первая экранизация эпопеи Герберта: в восьмидесятых годах адаптировать «Дюну» взялся сам Дэвид Линч. Фильм тогда изрядно сократили на монтаже, что обернулось провалом — как финансовым, так и творческим. Что изменилось на этот раз?

Режиссером фильма стал Дени Вильнев, и это решило все.

Канадский постановщик известен мастерством гармонично сочетать в своих фильмах черты высокобюджетных блокбастеров и камерных драм, почти что авторского кино.

Он не старался следовать канонам определенного жанра,  а переосмысляет его. Что и нужно несмотря на все фантастическое, мир романа на удивление реалистичен: что говорить, если даже строй галактической империи — феодальный конфликты завязаны на актуальных и  сегодня темах: таких как  жажда власти, жадность или  личный долг.

Но чтобы  понять все эти мотивы, нам,  конечно, нужно познакомиться со вселенной фильма, еще  важнее — с персонажами. А на это нужно время.  Поэтому не случайно фильм идет почти три часа.

Сегодня смотря дорогой блокбастер, зритель ожидает динамики, обилия действий и  боевых сцен, но в «Дюне» 2021 года это-го не будет.

Вильнев — Размеренный режиссер. Принятое им решение адаптировать в фильме лишь треть романа определенно пошло истории на пользу. Это плавная задумчивая картина, где камера подолгу может задержаться на лицах и эмоциях героев, а еще чаще — на видах и пейзажах. Зрителю дается время ощутить себя в этом мире, прочувствовать масштаб событий. Что играет в плюс и экшенсценам, которые на фоне тихих размышлений становятся зрелищнее и значимее.

Над каждым кадром была проделана огромная работа: сидя в зале, буквально чувствуешь, что на экране решаются вопросы планетарного масштаба, а пустыня Аракиса действительно страшна и опасна. Обилие новой информации, авторских неологизмов и вообще законов вымышленной вселенной может отпугнуть незнакомых с оригиналом зрителей. Но нужно понимать, что картина Вильнева вовсе не ставит своей задачей все нам объяснить и рассказать.

В центре внимания находится обычная борьба за власть, разворачивающаяся на дикой планете, которая так до конца и не покорилась человеку — каким бы всесильным он себя ни мнил.

Режиссер, работая с формой повествования, позволяет нам разглядеть — именно разглядеть — и почувствовать содержание оригинала. В конце концов, это просто очень красивый фильм.

Чаще всего современные блокбастеры лишены какой-либо эстетики, но не новая «Дюна». За композицией и игрой света в каждом кадре можно следить часами. Конечно, у фильма нет четкого финала, ведь это всего лишь часть романа. Но к титрам ясно ощущается, что это только начало большой и важной истории.

Рекомендации