В ноябре мы будем праздновать 200-летие Федора Михайловича Достоевского. Но мероприятия, посвященные юбилею, идут по всей стране уже с начала года. Театры и музеи посвоему решают, как почтить память Федора Михайловича: устраивают тематические выставки, адаптируют для сцены малоизвестные произведения, занимаются просветительской деятельностью. Не остался в стороне и театр МОСТ, где 23 сентября представили новую постановку «Достоевская: Сны Анны».
Действие на сцене не основано на сюжете какого-либо из произведений классика. Авторы новой постановки решили сфокусировать внимание на фигуре не самого писателя, а его жены — Анны Григорьевны Достоевской (в девичестве Сниткиной).
— В первую очередь мы хотели уйти от типичной «лав стори», — рассказывает автор инсценировки Мила Денева. — Во-вторых, уйти от посыла «Достоевский — великий писатель». В-третьих, избежать шаблона «за любым гением стоит женщина». Мы хотели оставить истории свободное поле. Показать Достоевского простым человеком.
Что же в итоге вышло? Спектакль в целом имеет необычную структуру как с точки зрения текстового материала, так и с точки зрения постановки. Сразу же бросается в глаза сценография: все действие происходит на нешироком деревянном мостике, тогда как зрители сидят по обе стороны от него. Небольшое пространство сцены и всего одна кулиса — решение рискованное, но постановка полна таких. И они сполна себя оправдывают.
Достоевская здесь не столь нежна и кротка, как мы привыкли ее себе представлять. Она самостоятельно решает семейные, бытовые и финансовые проблемы, а с Федором Михайловичем общается довольно сдержанно. Где же Анна Григорьевна? Где любовь? Но все встает на свои места по ходу спектакля. Действие демонстрирует нам развитие отношений в семье Достоевских не последовательно, а наоборот — от последних лет их брака до самого знакомства. А образ жены великого писателя воплощают несколько актрис: каждая — в определенный период жизни. И тогда, уже к финалу, у зрителя в голове складывается ясная картина развития образа.
Отдельно хочется отметить исполнителя роли Федора Михайловича Дмитрия Чурикова. Таким же рискованным решением было поставить красивого молодого актера на роль сгорбленного, с осипшим голосом и прошедшего каторгу старика. Что говорить, если даже «фирменной» бороды у Дмитрия не было! Но о внешнем несоответствии забываешь уже через полчаса спектакля. Видишь на сцене не молодого человека с зачесанными волосами, а того самого Достоевского.
— Я хотел, чтобы Достоевский был красивый, — поясняет режиссер постановки Георгий Долмазян. — Когда на сцене точь-в-точь реальная историческая личность, это то, что называется «краеведческий музей». Просто экспонат, который не дает эмоций. Я хотел не сделать изображение Достоевского — я хотел поискать Достоевского. И мы старались добиться, чтобы актер не изображал, а почувствовал себя им. Это очень большая актерская работа.
Именно благодаря сильной игре Дмитрия Чурикова яснее становится замысел постановщика. Несмотря на то что действие посвящено вроде бы Анне Григорьевне, центром ощущается совсем не она.
Тот факт, что героиню на протяжении спектакля играют разные актрисы, делает образ нечетким, ускользающим. Она всегда в движении, и проследить, «поймать» Достоевскую в спектакле почти невозможно. На первый взгляд, это упущение режиссера. Но если посмотреть внимательнее, то становится очевидно, что это вечное движение обтекает, обрамляет образ недвижимого Достоевского.
— Хотелось в этом году поговорить о самом Федоре Михайловиче, — делится режиссер. — Но в процессе подготовки стало ясно, что о Достоевском невозможно говорить через Достоевского. Нужно было зеркало, в котором бы он отражался для нас. Тогда пришла идея написать инсценировку про Анну Григорьевну. Достоевский все равно главный тут, он центр этого космоса. Но теперь мы видим его через призму другого человека.
Мало просто обратиться к образу писателя, чтобы достойно представить его публике. Как исследовать такую крупную личность? Как не сделать его карикатурным? Кажется, авторы из театра МОСТ нашли решение. Спектакль «Достоевская: Сны Анны» показывает нам классика глазами его жены. И такой подход, на наш взгляд, позволяет воплотить на сцене наиболее живой и настоящий образ великого и ужасного Достоевского.