В галерейном центре «Артефакт» 31 марта открылась выставка «Театральная графика Ирины Штенберг». Событие посвящено 180-летию классической редакции пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор». В экспозиции представлены эскизы костюмов к постановкам 1938 и 1951 годов, созданных художницей для Тбилисского русского драматического театра имени А. С. Грибоедова, в котором она работала художником-оформителем с 1936 по 1956 год. На выставке побывала и наш юнкор.
«Какой пассаж!» — воскликнула Марья Антоновна, увидев Хлестакова, ставшего на одно колено перед ее матерью. Эту сцену из полюбившейся многим комедии «Ревизор» разыграли на открытии выставки ученики школы № 1636.
— Работы Ирины Штенберг мне очень помогли, — говорит Карина Бессарабова, сыгравшая роль Марьи Антоновны. — На ее рисунках очень ярко выражены эмоции. Это помогает не только посмотреть на «Ревизора» с точки зрения школьной программы, но и узнать это произведение гораздо глубже, почувствовать его.
И действительно, эскизы костюмов Ирины Штенберг не могут не вдохновить, ведь они дают возможность прочувствовать характер гоголевских героев через каждую мелкую деталь. Это не только сценический образ, но и живой характер, который ощущается в каждом штрихе художника.
Почтмейстер Шпекин у Ирины Штенберг предстает перед зрителем человеком с любопытствующим выражением лица, как будто он стремится узнать какую-то интересную тайну.
О попечителе богоугодных заведений Землянике, полном человеке с нахмуренными бровями, так и хочется сказать «свинья в ермолке». Марья Антоновна и Анна Андреевна в шикарных и богатых платьях — настоящие красавицы с широкими улыбками. Осип, слуга Хлестакова, изображен как пожилой мужчина, опечаленный поведением своего излишне легкомысленного барина. И сам Хлестаков, фальшивый ревизор, молодой человек, чья надменность ощущается даже в самых мелких деталях: в слегка приподнятой голове, в позе, даже в мимике.
Театральную графику Ирины Штенберг отличают целостность образов и тщательная проработка характеров, отражающая психологию каждого персонажа пьесы. Эти эскизы скорее напоминают книжные иллюстрации, нежели привычные рисунки костюмов к спектаклю.
— Именно в театре очень важен образ, — говорит хозяйка коллекции Елена Зенина. — А обычно как поступают театральные художники? Просто делают наброски костюмов, в их работах нет никаких характерных черт персонажей. А если вы посмотрите на любую работу Ирины Штенберг, например на купцов, сразу увидите, какие они, — их лица, одежду. Она обращает внимание не только на костюмы, но и на характер. На персонажа.
На выставке представлены эскизы к постановкам 1938 и 1951 годов. За эти тринадцать лет стиль Ирины Штенберг претерпел изменения. Более ранние работы были написаны акварелью. Ощущаются они легко и воздушно, а мелкие детали проработаны карандашом.
В эскизах 1951 года появляется гуашь, которая делает работы более резкими. Но даже несмотря на перемены в стиле, все персонажи, созданные художником, ощущаются очень живо, натурально, как будто они были не частью богатого воображения художника, а списаны прямо с натуры. Это абсолютно неповторимый стиль. Гоголевский стиль.
— Мы смотрим на ее эскизы и очень ярко представляем себе каждого героя комедии Гоголя, будто перед нами портрет реального человека. В этом заключаются магия Ирины Штенберг как театрального художника и мастерство ее как живописца, — продолжает Елена Зенина.
На выставке, которая будет работать до 22 апреля, кроме 40 работ театральной графики Ирины Штенберг, можно увидеть серию фарфоровых статуэток «Ревизор», выпущенную на Ленинградском фарфоровом заводе к 110-летию постановки, а также книжные иллюстрации и афиши к одноименным спектаклям и фильмам разных лет.
СПРАВКА
Ирина Валерьяновна Штенберг родилась 3 октября 1905 года в Тифлисе (ныне Тбилиси). В 1936 году выпустила свой первый спектакль «Том Сойер» в Тбилисском русском театре юного зрителя. С 1936 по 1956 год работала художником-оформителем в Театре имени А. С. Грибоедова. Но оформляла спектакли и в других театрах, например в Театре имени Ш. Руставели. В 1957 году в Москве состоялась персональная выставка Ирины Штенберг, где были представлены только ее театральные работы. Скончалась художница в 1985 году. Интерес к ее творчеству вновь возник в конце ХХ века, когда ее работы впервые были представлены на известных аукционах.