Будущие автомеханики, студенты Технологического колледжа № 21 Тимур Аскеров (слева) и Данила Артюшков разбирают двигатель на практическом занятии. Ребята изучают те же детали, с которыми предстоит работать в мастерских. Фото: Александр Кочубей

Опыт важнее физической силы

  • Глеб Бугров
  • 21.02.2022

Продолжаем рубрику, которую начали на 2-й странице газеты. Здесь вас ждет «практическая часть», в которой наш корреспондент пробует себя в роли автомеханика.

Первое, что бросается в глаза в мастерской автомехаников Технологического колледжа № 21, — это, как ни странно, автомобиль. Не макет, а самая настоящая машина, окруженная столами с инструментами, встречает каждого, кто заходит в кабинет. Есть только одна проблема: мастерская для практических занятий находится на втором этаже. Лифта в здании нет, да и в дверной проем автомобиль явно не проходит по габаритам… Как он здесь оказался?

— Машину, ни за что не поверите, доставляли сюда через окно, — со смехом отвечает на мой вопрос мастер производственного обучения Евгений Черепнин. — Пришлось, конечно, вызывать подъемник, снимать раму, но это того стоило! Это хорошо, что вы про нее спросили: это значит, что у вас есть важнейшее качество для студента-автомеханика.

Любознательность. Без нее, по словам Евгения, будущему «ремонтнику» карьерный рост не светит.

— Для того чтобы склеить разбитую вазу, нужно иметь хоть какое-то представление о том, как она выглядела, — говорит он. — Для того чтобы сделать это быстро, нужно четко с первого взгляда определять, откуда каждый черепок. А машина, как ни крути, будет все-таки посложнее вазы. Поэтому, когда ребята стараются детально разобраться в принципах работы, скажем, ходовой части автомобиля, каждый из преподавателей с удовольствием предлагает свою помощь. Бывает, даже задерживаемся после занятий, если это нужно.

Но если хорошему студенту нужно быть любознательным, то каким должен быть автомеханик?

— Терпеливым, — отвечает Евгений. — Я в профессии 20 лет и за этот срок видел только один типаж людей, которые бросали работу автомеханика. Нетерпеливые, вечно куда-то бегущие, руки с инструмента соскальзывают, мелкие детали со стола на пол летят. Такому работнику нигде не будут рады, особенно в мастерской.

Тем временем в аудитории уже собрались студенты, и Евгений предлагает приступить к работе. Мне повезло: сегодня с ним занимаются второкурсники, у которых практика началась только в этом году. Получается, я с ребятами в равных условиях!

Стоит Евгению заговорить, как радость быстро улетучивается. Из технических терминов я понимаю в лучшем случае каждое пятое слово. «Коробка», «часть», «ключ» — их знает каждый школьник! Да уж, получается, что к занятию я не готов.

— Конечно, практику и личный опыт работы автомеханику ничто не заменит, — говорит Евгений. — Но про теорию забывать нельзя. Если вы говорите с товарищами на одном языке, то и работать будете четко и быстро. А просить передать «вот то», подержать «ну ту, которая того», это, если честно, просто неприлично для уважающего себя мастера.

Распределив задания для студентов, Евгений подводит меня к коробке передач — сегодня буду работать с ней. Задача, на первый взгляд, простая: снять кожух, скрывающий синхронизатор, и разобрать его. Повторить действия в обратном порядке. Несмотря на помощь и советы мастера, работа идет медленно — очень уж много мелких нюансов. На одну деталь нужно нажать, чтобы ее достать, другую — расшатать, третью — подвигать из стороны в сторону. Во время сборки нужно четко попадать в пазы и не бояться приложить силу. Вколачивать, конечно, ничего не нужно, но и нежничать не стоит.

С трудом вытягивая очередную шестерню из синхронизатора, спрашиваю у Евгения, насколько важна для автомеханика физическая сила.

— Ну, вам она сейчас очень кстати, — улыбается он. — Но когда чуть набьете руку, так напрягаться уже не придется: начнете чувствовать, как правильно работать. У нас, к слову, и девушки учатся, и ничего, справляются без каких-либо проблем. Так что вы не переживайте, все приходит с опытом, потому практика автомеханику и важна.

И правда, повторив сборку еще раза три, замечаю, что детали перестают сопротивляться, покидая свои места, да и Евгений уже не помогает, ограничиваясь редкими советами. Результат, конечно, радует, но это лишь одна деталь коробки передач. Вот только для автомеханика-профессионала выданное мне задание — дело пяти минут.

Рекомендации