Site icon Пресса в образовании

Особенности реставрации старой мебели

Ведущий мастер-класса по реставрации старой мебели Кирилл Зориков (справа) и участники мероприятия

Ведущий мастер-класса по реставрации старой мебели Кирилл Зориков (справа) и участники мероприятия

Любители дизайна, истории, архитектуры и культурного достояния нашей столицы собрались 3 декабря в Центре «Зотов» в рамках городского фестиваля «Наследие». Для участников были организованы показ кинолент об архитектуре и ее создателях, множество мастер-классов, встречи с реставраторами, представителями архитектурной школы, руководителями музеев и краеведами.

Гости фестиваля могли посетить книжный салон, где была представлена возможность познакомиться с интересной литературой, посвященной московской истории и архитектуре, и пообщаться с авторами и издателями. Для молодых участников была организована ярмарка вакансий, на которой ведущие архитектурные и реставрационные бюро рассказали о своей деятельности.

На мастер-классах все желающие могли попробовать себя в реставрации старинной мебели, лепного архитектурного декора и подлинных археологических артефактов. Меня, как любителя исторических интерьеров, привлекло именно первое направление.

— Любая реставрация начинается с фотофиксации предмета: как он выглядел до проведения работ. Следующий этап — демонтаж и расчистка детали. Это то, чем мы будем с вами сегодня заниматься. После этого вы приступаете к восполнению утрат и укреплению. Затем собираете предмет обратно и занимаетесь его консервированием, — обозначил объем и порядок работы ведущий мастер-класса Кирилл Зориков.

В наше распоряжение был отдан деревянный стул 1960-х годов. Мне понравилось столярничать. Первая задача была простая: раскрутить все шурупы, разобрать стул на отдельные элементы. После того как было откручено несколько ножек, дуг и спинка, каждый участник получил один из этих элементов и циклю. Это «деревообрабатывающий» инструмент в виде тонкой стальной пластинки.

В реставрации ее используют, чтобы очистить поверхность мебели от лака и краски. Ею проводят вдоль по волокнам дерева, срезая все лишнее, но не повредив основы.

— Довольно расслабляющий процесс. Звук очень приятный: вжик-вжик. Надо только следить, чтобы случайно не начать срезать само дерево, — рассказала одна из участниц мастер-класса Александра Низовая.

Я тоже нашла этот процесс весьма интересным, но очень пыльным. В отличие от Александры, которая взяла себе циклевать спинку стула, мне стало интересно поработать с круглой ножкой. На самом деле процесс довольно простой, но работать с циклей нужно аккуратно.

— Так как это все-таки режущий предмет, двигать ею стоит «от себя», чтобы она случайно не соскользнула и вы не поранились, — посоветовал Кирилл.

После циклевания ножка, с которой я работала, стала очень шершавой, и держать ее нужно было осторожно — вдруг заноза попадется. Поэтому ее поверхность необходимо было выровнять с помощью наждачной бумаги. Это был последний этап, который мы успели затронуть в рамках мастер-класса. В ходе работы возникало немало вопросов, на которые охотно отвечал руководитель мастер-класса. Вообще все мероприятия фестиваля «Наследие» располагали к тому, чтобы получать новые знания и делиться своим опытом с другими.