Всероссийский исторический кроссворд, удивительное мероприятие, прошел 26 ноября уже в третий раз. В этот раз, в Год науки и технологий, он был посвящен истории средств связи.
Монета в России во второй половине XVIII века, сооружение линии связи Санкт-Петербург — Варшава, материал для писем в древнем Вавилоне — что это? На эти и прочие вопросы нужно было ответить, чтобы вписать в клеточки кроссворда заветные буквы и получить «почтовый чин». Представьте, самый настоящий! Людей в зале много, стоит гул обсуждений — это ведь не диктант, никакой тишины тут не предполагается, кроссворд — это формат игры. Награда — чины Главного управления почты и телеграфа. Прояви знания — и получи генеральские погоны, титул тайного советника, статус губернского секретаря или обер-офицера.
— К нам приходят даже семьями. Понятное дело, что четырехлетки кроссворд не решают, но, по крайней мере, рассматривают картинки, погружаются в историю. Это хороший, а главное, интеллектуальный семейный досуг, — считает заместитель директора по обслуживанию читателей Государственной публичной исторической библиотеки Оксана Динеева.
В этом году на диктант пришел даже целый класс из школы № 2 в Балашихе: учительница истории Светлана Соломка привела своих учеников-эрудитов проверить уже имеющиеся знания и получить новые.
— Раньше со своими детьми приходила на это мероприятие, понравился его формат, теперь привезла свой класс, — рассказывает она.
Ребята могут составить конкуренцию даже умудренным опытом взрослым, ведь они победители муниципальных олимпиад.
Коллективный разум на самом деле бывает силен! Учитель лишь направляла ребят, а так — работали они самостоятельно, командой и в итоге получили на класс чин 4-го действительного статского советника, набрав 43 балла из 50!
В этом году в Историческом кроссворде участвовало порядка 5 тысяч игроков по всей стране, в разных регионах. Создатели акции уверены — эта игра полюбится еще большем числу людей, тем более что в дальнейшем они собираются вводить для нее и онлайн-формат, а из всероссийской акции делать мировую, чтобы все страны могли принять участие. Игра захватывает: интересно же — угадаешь или нет, знаешь или … не очень?
— Как один из авторов идеи могу сказать, что я, историк, считаю свой предмет самым интересным. Но отношение к нему порой бывает странным: историю считают засушенной, политизированной, иногда преподают в школе неинтересно. Мне бы хотелось это отношение к ней изменить.
А теперь я нашла тех, кто хочет того же, — говорит заместитель директора Центра публичной истории Московского городского педагогического университета Татьяна Апостолова. — А кроме того, есть и другой важный момент. Если мы будем нести патриотическое воспитание в виде лозунгов, у нас никогда ничего не получится. Мне представляется, что именно через историю, через любовь к ней, через показ интересных сюжетов и демонстрацию причастности каждого человека, каждой семьи к ним и идет воспитание! Объединить исторические знания и преподнести их в виде таких досуговых форм, как кроссворд, — хорошая идея. И самый желанный результат — это пробудить интерес к истории, расширив ее видение. История — это не только учебники. Это и кинематограф, и литература, пока не совсем «завязанные» между собой. Хочется, чтобы люди, принимающие участие в Историческом кроссворде, эти взаимосвязи увидели.