Кадр из фильма «Мария. Спасти Москву» / 2022 год

Подвиги реальных героев заменила святая заступница

  • Анна Тыбинь
  • 7.02.2022

Рецепт популярной военной драмы уже давно изобретен: стакан батальных сцен, чайная ложка любви и маленькая щепотка истории. Дать настояться киноленте до праздничных выходных, и блокбастер готов! Фильм «Мария. Спасти Москву», премьера которого состоялась 27 января, выбивается из ряда картин, переполненных эффектными сражениями и компьютерной графикой. Война разворачивается не в кадре, а в душе главной героини Марии Петровой, которой предстоит побороть свои убеждения.

В основе сюжета лежит история о том, как в 1941 году, во время обороны Москвы, Сталин, тайно встретившийся со святой Матроной Московской, приказал доставить в столицу икону Тихвинской Божией Матери и облететь с ней город. Хотя имя Матроны в фильме напрямую не упоминается, ее воплощает в себе образ московской Старицы. Выбор полулегендарного, спорного материала стал основной претензией к фильму. Было ли это на самом деле? Неизвестно, ведь остались только рассказы москвичей.

Но режиссер Вера Сторожева не стремилась снять документальный фильм, о чем многократно говорила. В центре внимания находится младший лейтенант Мария Петрова (ее сыграла Мария Луговая), которой поручено доставить икону из ее родного города, оккупированного фашистами. Она отреклась от своего отца, приходского священника, и стала дочерью Родины — убежденной атеисткой со стальным стержнем внутри. Поэтому вновь обратиться к вере, отправившись вместе с диверсионной группой за линию фронта, ей приходится, несмотря на свои убеждения. Вместе с сержантом, которого играет Илья Малаков, она уносит икону из церкви. Но отец Владимир (Артур Смольянинов) не хочет отдавать святыню, а потому решает помочь им добраться до Москвы.

Как в зеркало смотрится Мария и узнает свои черты в образе неверующего и немного невежественного сержанта, а оборачиваясь, видит отца Владимира, на которого станет похожа в будущем. Кстати, среди всего актерского состава Артур Смольянинов в роли священника, пришедшего к вере после службы, смотрится наиболее убедительно.

Путь до столицы напоминает скорее сказочный сюжет: зритель заранее знает, что задание будет выполнено, но его постоянно держат в напряжении препятствия, которые преследуют героев. Взрыв машины или погоня немецких офицеров — Мария всегда чудесным образом спасается, как чудом спасается и Москва. И эта вера в чудесное, создание фольклора на современный лад, видимо, то, чего, по мнению создателей фильма, не хватает сегодня.

В пути меняется и сама Мария Петрова, а религиозный подтекст высвечивает те стороны ее характера, которые были скрыты под оболочкой непроницаемого госслужащего.

Она вспоминает материнскую молитву, сопереживает отцу Владимиру, а вернувшись в Москву, плачет. Катарсис, самоочищение души, мы видим в конце фильма и не узнаем девушку, которая раньше называла иконы «картинками с лицами». И концовка действительно красивая: Мария с младенцем на руках смотрит на самолет, внутри которого находится икона Божией Матери.

С режиссерской точки зрения, акцент смещен на человеческую историю, но все же выход киноленты приурочен к 80-летию Битвы за Москву, которую защищали тысячи воинов. В фильме они больше похожи на картонные фигуры, которые бездумно выполняют данное им задание. И на первый план выходит именно вера в чудо, солдаты же будто остаются непричастными к его осуществлению. Создается впечатление, что столицу нашей Родины спасли не тысячи солдат, проявивших героизм, пожертвовавших своими жизнями, а одна-единственная икона, благодаря которой чудо все-таки свершилось: врагу не удалось покорить Москву.

Этим разрушается целостность картины, а режиссеру приходится неловко балансировать между исторической справедливостью и чудесным замыслом. Но огрехи в виде слишком быстро движущегося сюжета, поэтому порой нелогичного, немотивированных поступков героев и лишних сцен на минуту заставляет забыть конец фильма. Младенца, которого держит на руках Мария, зовут Владимир, как и священника.

Они с надеждой смотрят в небо, где виднеется самолет, — на этом моменте грамотно поставлена точка. Мне кажется, что смешение милитаризма и религии не лучшая задумка, но обвинения, которые обрушились на фильм после публикации трейлера, все же поспешны. Он глубже, чем взятый в основу миф: это история не о Сталине, превратившемся в заступника религии, а о человеке, которому удается найти веру в себе. Фильм мог найти своего зрителя, пусть и не самого искушенного, но история, взятая в основу, закрыла собой все его потенциальные достоинства.

Рекомендации