Site icon Пресса в образовании

Путешественникам по замку великана открываются тайны земных недр

Главный хранитель музея Михаил Генералов. Фото: Полина Гусарова

Главный хранитель музея Михаил Генералов. Фото: Полина Гусарова

Петр Первый 4 сентября 1700 года учредил «приказ рудокопных дел», который положил начало государственному управлению работами по поиску полезных ископаемых в России.

Вспомнив эту дату, юнкор «ВМ» решила посетить Минералогический музей имени А. Е. Ферсмана — один из самых известных в мире, где хранится богатая коллекция минералов и драгоценных камней.

В здании всего один зал, зато какой! Можно не то что корабль спрятать, целую ракетную базу! Перестав поражаться парадной великана, глажу кота, дремлющего на стуле, и иду погружаться в историю.

Огромная зеленая чаша — вторая вещь, вызывающая ассоциации с замком гиганта.

Издалека видно, как она сияет. Оказывается, чаша практически полностью сделана из российского малахита.

Только подставка стилизована под него — обклеена пластинами с похожим рисунком. Такая техника декора носит название «Русская малахитовая мозаика». В музее чаша хранится с 1920 года. Но это чудо не единственное, на что стоит посмотреть. Все экспонаты в музее разделены на пять подгрупп или коллекций: систематическая, коллекция кристаллов, месторождений, образований и превращений минералов, драгоценных и поделочных камней и изделий из камня, коллекция метеоритов, тектитов и импактитов (небольшие кусочки разноцветного оплавленного стекла с включениями пузырьков газа). Для каждой — своя зона. Сейчас здесь представлено более 12 тысяч экспонатов, и это всего лишь двенадцатая часть коллекции! — Большая часть наших экспонатов — это дары! — рассказывает главный хранитель Михаил Генералов и посвящает меня в историю возникновения музея. — Минеральный кабинет Кунсткамеры, а именно так он назывался при основании, изначально располагался в Санкт-Петербурге, и прошло целых 218 лет, прежде чем он переехал в Москву.

А паковать чемоданы пришлось, поскольку в 1934 году правительство СССР решило перевести Академию наук (частью которой является музей) из Ленинграда в Москву.

— Сейчас наш музей находится в манеже, когда-то построенном в поместье графа Орлова. Здание является памятником архитектуры, и это немного лимитирует количество людей, которые могут посещать музей. То есть пару автобусов с туристами из Китая мы уже не потянем, — смеется хранитель.

В разделе драгоценных и поделочных камней и изделий из камня я задержалась надолго — красота завораживает.

Здесь, среди почти 7000 образцов, есть как необработанные минералы, используемые в ювелирном деле, так и граненые драгоценные камни. На витринах можно даже увидеть изделия из мастерских Карла Фаберже. А в метеоритной коллекции музея особое место занимает знаменитый метеорит Палласово железо, который был доставлен в 1772 году академиком Палласом, в то время директором Кунсткамеры, из Красноярска.

Увы, моя экскурсия подошла к концу. На выходе еще раз глажу кота, про себя называя его Лужицей, поскольку он такой же серый. Что ж, думаю, я сюда еще обязательно вернусь.

Кстати

В Москве минералы не добывают, но Московский регион — кладезь полезных ископаемых. Здесь добывают торф — почти 1700 месторождений, бурый уголь, глину, как кирпичную, так и огнеупорную, есть месторождения фосфоритов. Есть незначительные месторождения руд железа и титана.

Подмосковье славится известняками. Бутовым известняком из Мячковского месторождения (сейчас добыча остановлена) облицованы стены Большого театра.