На сцене Кремлевского дворца показали премьеру балета «Раймонда». Постановку для «Кремлевского балета» осуществил народный артист России Андрис Лиепа.
Один из самых известных в мире балетов — «Раймонда». В основе либретто Лидии Пашковой лежит средневековая рыцарская легенда. Венгерская принцесса Раймонда живет в замке тетушки во Франции и ждет возвращения жениха Жана де Бриена из военного похода. Но сарацинский шейх Абдерахман влюбляется в красавицу и решает похитить ее. Жану предстоит побороться за счастье… Так в сюжет было заложено культурное трехголосье: французские пейзажи, венгерские танцы и восточный лоск.
Андрис Лиепа знаком с этим балетом не понаслышке. Блистательный танцовщик, в Большом театре он выходил на сцену в «Раймонде» версии Григоровича, в Мариинке — в прочтении Сергеева, танцевал в постановке Баланчина в «Нью-Йорк Сити балет». В версии, представленной самим Лиепой, очевидно обращение к классике: за основу взята хореография Петипа и Горского, первых постановщиков балета. «Я не революционер, я реставратор», — отметил Андрис Лиепа на пресс-конференции перед премьерой. Действительно, его версия близка к первоисточнику, но адаптирована под современность. Так, вместо традиционных трех актов зрителей ждут два. Это объясняется тем, что длинные постановки смотреть трудно.
«Реставрируя» балет, Лиепа вернул на сцену Белую Даму: в советских редакциях эту мистическую героиню убрали «по идеологическим причинам».
«Раймонда» стала первой и самой знаменитой работой композитора Александра Глазунова, а Мариусу Петипа, с которым они ставили ее в 1898 году, на тот момент было почти восемьдесят лет. Трудная хореография вкупе с быстрой музыкой сделали балет крайне сложным для исполнения. Партия Раймонды считается чуть ли не вершиной профессионализма. Но для 21-летней Алины Липчук она стала дебютной в сольной карьере. И это настоящий вызов для юной балерины: до нее в Раймонду перевоплощались такие звезды, как Пьерина Леньяни, Галина Уланова и Нина Ананиашвили.
Еще одно открытие этой премьеры — исполнитель роли Абдерахмана Эдгар Егиазарян. Страсть, огонь, эффектные прыжки — Эдгар просто блистал! Кстати, танцовщик в беседе с прессой отметил, что он не стал бы называть своего героя злодеем. Поступок шейха (попытку похищения) можно объяснить культурной ментальностью Востока: он так выражает любовь. Эдгар признался, что понимает своего персонажа: танцовщик родом из Армении и наслышан о подобных историях от предков.
Оркестр в этой постановке тоже звездный: музыкальное сопровождение легло на плечи коллектива радио «Орфей» под руководством Сергея Кондрашева. Изумительно и сценическое оформление — браво, Вячеслав Окунев! А премьеру создатели посвятили основателю «Кремлевского балета» Андрею Петрову: он мечтал об этой постановке.