Так выглядит икона «Пророк Михей» конца XVII — начала XVIII веков под рентгеновскими лучами. Видно, что в глубине есть еще слои краски

Реставратор должен предугадать риски и вовремя предотвратить повреждения

  • Анна Коханова
  • 7.02.2021

Посетители мировых музеев и галерей каждый день видят произведения искусства, которые побывали в руках реставраторов. А как выглядят экспонаты до этого? Что происходит за закрытыми от посторонних глаз дверьми реставрационных мастерских? Узнать можно на выставке «Окно в прошлое», которая открылась в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

— Деятельность реставрационной мастерской напрямую связана с жизнью музея. Ни одна выставка не обходится без работы реставраторов.

Вместе с научными сотрудниками и хранителями музеев они осматривают предметы и приминают решение, могут ли произведения экспонироваться. Реставраторы вместе с хранителями сопровождают и выездные выставки, потому что любая транспортировка экспоната — это риск для его сохранности. Задача хранителя и реставратора предугадать риски и вовремя предотвратить повреждения экспонатов, — рассказывает Оксана Смирнова, главный хранитель музея. — Иконная доска — материал, который реагирует на изменения влажности, температуры. Если что-то происходит с основой, это отражается на красочном слое.

Реставратор должен вовремя заметить изменения и предотвратить последствия. Среди представленных на выставке фотографий можно заметить снимки, сделанные в рентгеновских лучах. Внимательно изучив кадры, заме чаешь, что изначально на иконной доске был изображен иной лик. Под более поздней работой скрывалось еще одно изображение. Реставрационным советом было принято решение снять красочный слой, чтобы открыть раннее изображение. Поэтому «до» отличается от «после».

— Каждый шаг реставратора сопровождается обсуждением на реставрационном совете, — объясняет Смирнова.

В экспозиции представлены не только уникальные иконы, но и произведения древнерусского лицевого шитья, художественного металла, графика, рукописные и старопечатные книги. А реставрация некоторых экспонатов еще не завершена. Посетители могут увидеть предметы между «до» и «после», сравнить с тем, что было вначале. После окончания выставки эти произведения снова отправятся в мастерскую и реставраторы смогут продолжить работу.

Рекомендации