В декабре в Бухаресте прошла XXI Международная естественно-научная олимпиада юниоров. Пять школьников из России завоевали три золотые и две серебряные медали, а также специальный индивидуальный приз за глубокие познания в физике. Их тренером по биологии был Игорь Александрович Киселев — учитель московской школы № 192. В интервью юному корреспонденту ПВО он раскрыл несколько секретов подготовки к соревнованиям.
— Игорь Александрович, расскажите, в чем специфика именно этого соревнования?
— В IJSO принимают участие школьники до 16 лет. Они получают задание сразу по трем дисциплинам: физике, химии и биологии. В этой олимпиаде физика — одна из основных частей. Она наиболее сложная с точки зрения задач, поэтому требует наибольшей подготовки. И по нашей давней традиции мы в команду отбираем ребят — участников Всероссийской олимпиады школьников именно по физике, меньше — по химии. Конечно, после нашего дополнительного тестирования.
— То есть ваша задача состоит в том, чтобы научить их решать задания еще и по биологии?
— Да, необходимо натренировать их во многом с нуля до олимпиадного уровня. Первые двухнедельные сборы проходят в июне. На биологию отводится в среднем три дня по шесть часов. Дальше смена в лагере «Сириус», которая длится месяц, затем в октябре еще две недели занятий и последние сборы на один-два дня проходят перед отъездом в конце ноября.
— Можете рассказать о самой процедуре проведения олимпиады?
— Она состоит из трех туров: теста, теоретического задания, на которые в сумме дается 3 часа. Они выполняются индивидуально. На практическую работу отводится 4 часа. Она уже выполняется в команде из трех человек, а результаты суммируются с ранее набранными индивидуальными баллами каждого из участников команды. Изначально задания даются на английском языке, затем тренеры из разных стран обсуждают, редактируют и при необходимости переводят их на национальные языки. Расписание олимпиады предполагает, что в день, когда тренеры обсуждают задания, школьников возят на различные экскурсии. То есть перед каждым туром у участников олимпиады есть день для знакомства со страной-хозяйкой. Конечно, это знакомство строго регламентировано и происходит под руководством гидов.
— Что вам больше всего нравится в работе тренера?
— Знаете, я в принципе люблю преподавать биологию, поэтому в любой форме это невероятно интересное и увлекательное занятие.
— Помимо прочего, вы еще и учитель в школе. Можете рассказать, что вам нравится и не нравится в этой работе?
— Правильнее было бы сказать, что, кроме школьного учителя, я еще и тренер. Во-первых, повторюсь, я люблю преподавать биологию. Всегда приятно, когда человек, который чего-то не знает, начинает разговаривать с тобой на одном языке, понимать твои намеки и скрытые цитаты. С собеседником образованным и умным общаться всегда приятно. Во-вторых, мне очень не нравится, когда ученик сопротивляется знаниям, когда он не хочет думать. Но с этим можно и нужно работать.
— Вы рассматривали какие-то смежные области для преподавания? Физику или химию, например?
— Долгое время параллельно с биологией я преподавал в школе литературу, географию, историю, экологию, москвоведение и до сих пор преподаю МХК, поэтому я периодически пробую преподавать разные предметы. Но чтобы готовить на том уровне, который требуется на IJSO, нужно долго и целенаправленно работать. Если вдруг понадобится, я готов, но пока такой потребности у меня не возникало. Помимо прочего, я очень люблю поэзию, поэтому мы вместе с другим педагогом моей школы, Сергеем Юрьевичем Пономаревым, устраиваем литературно-музыкальные вечера по стихам русских поэтов.
— Как вы думаете, чем биология полезна в обычной жизни?
— Она очень хорошо формирует системное мышление. Это наука о живых системах, о том, как они строятся и развиваются. Никакую систему нельзя изменить насильственно, ее можно либо погубить, чтобы она выросла заново, либо встроиться в нее и заставить развиваться в определенном направлении.
— Вы давно работаете в школе № 192. В чем ее специфика?
— В 2002 году мы достаточно большим коллективом пришли из Второй школы (ныне физико-математический «Лицей «Вторая школа» имени В. Ф. Овчинникова»). И уже много лет все вместе формируем особую школьную среду, где всем интересно учить и учиться. Мне нравится коллектив, особенно естественно-научное отделение, потому что работа с людьми, которые находятся в твоей культурной среде, всегда приятна.
— Насколько много внимания в школе уделяется подготовке к олимпиадам?
— Уже 20 лет мы стараемся создавать условия, позволяющие школьникам наиболее эффективно готовиться к такого рода соревнованиям. Мы закладываем понимание фундаментальных вещей, без которых невозможно серьезное обучение. И на это уже легче наслаивать новые знания, поэтому этот навык полезен и на олимпиадах, и во время дальнейшего обучения ребят в вузе. Наши выпускники составляют значительную часть сильного студенческого состава биофака МГУ.
— Вы учились в МГМИ им. Н. И. Пирогова. Что именно вы там изучали?
— Во Втором медицинском институте (ныне РНИМУ им. Н. И. Пирогова) был организован медико-биологический факультет, направленный на подготовку ученых в сфере медицины, то есть специалистов, занимающихся не практикой, а исследованиями. Я учился на биологическом отделении по специальности «врач-биохимик». После выпуска полтора года участвовал в разработке кровезаменителей. Но в 90-е пришлось уйти с работы. Я получил педагогическое образование и начал преподавать. И я благодарен судьбе за такой поворот. Все сложилось как нельзя лучше.
В тему
В рамках проекта «В центре науки» в Москве работают открытые научные кружки. Планируется, что их участники познакомятся с технологией разработки научного исследования и каждый создаст собственную методическую базу, которую сможет использовать в дальнейшем при реализации собственных научных проектов. Программа охватывает несколько направлений, в том числе информатику, лингвистику, экологию, географию, физику, химию и биологию. Кружки ведут молодые исследователи и изобретатели. Они знакомят ребят с работами современных ученых и осваивают ключевые этапы научных исследований.