Традиционная русская лаковая миниатюрная живопись зародилась в селе Федоскино, расположенном в Московской области. Именно здесь в конце XVIII века впервые возник и сформировался своеобразный центр декоративно-прикладного искусства. А на прошлой неделе здесь прошел мастер-класс, на котором побывал и наш юнкор.
В XVIII–XIX веках предметы из папье-маше, украшенные лаковой миниатюрой, — шкатулки, чайницы, табакерки — пользовались популярностью в разных слоях русского общества. Их декоративное убранство и живописные сюжеты раскрывают целый мир представлений и образов старой России. Современные мастера значительно расширили возможности лаковой миниатюры, приумножили богатство декоративных приемов. Мастера Федоскина, основываясь на вековых традициях, продолжают историю этого уникального промысла.
— Для изготовления формы мы используем технику папье-маше, которая пришла в Европу из Китая. Сейчас в Европе данная техника не применяется. На нашей же фабрике сохраняется традиционное производство. Многие удивляются, почему мы используем картон, ведь, казалось бы, дерево куда прочнее. Благодаря особой технологии шкатулки становятся прочнее дерева, — погружает в процесс производства художник федоскинской миниатюры Ирина Дьякова.
Изготовление начинается с цеха навивки картона. Картон «навивается» на прямоугольную или круглую форму, склеивается и прессуется. Дальше форма сушится в естественных условиях целый месяц. Важно, чтобы картон хорошо просушился, так как потом его опустят в горячее льняное масло. Это нужно для того, чтобы слои картона еще прочнее закрепились между собой. После пропитки форму еще раз сушат, но уже в печи. Через два месяца изготовления заготовка приобретает коричневый оттенок и становится прочнее дерева. Теперь остается вырезать форму, собрать шкатулку, покрыть ее традиционной черной краской и лаком.
Пришло время для самого важного этапа — живописи. Мастера используют масляные краски. Главное отличие от классической живописи в том, что поверхность шкатулки не обладает рельефом. Шкатулка множество раз покрывается лаком, а затем «притирается» до тех пор, пока не станет матовой. Это делается для лучшего сцепления между слоями лака и краски. За счет лака и обилия слоев получается эффект глубины.
Для некоторых эффектов используют сусальное золото. Также применяется перламутр. Он «врезается» в шкатулку, шлифуется и становится с ней единым целым. Далее на него кладется масляная краска. Перламутр используется, чтобы изобразить поверхность водной глади или сияние снега. Не зная технологии, невозможно догадаться, как художник смог добиться эффекта мерцания.
— Федоскинская миниатюра— это уникальное произведение искусства. Раньше фабрика выпускала табакерки, игольницы, сейчас же — в основном шкатулки для украшений, — сказал директор фабрики Алексей Аверьянов.
От навивки картона до готового произведения может пройти от шести месяцев до года. Но результат того стоит. Каждую шкатулку без преувеличения можно назвать