Юрий Козлов, писатель, главный редактор журнала «Роман-газета»

Слова поколению

  • Яна Белоусова
  • 13.03.2019

В гости к юным корреспондентам «Вечерней Москвы» пришел писатель, главный редактор журнала «Роман-газета» Юрий Козлов. Разговор получился очень познавательный.

Еще лет тридцать назад писатели, публиковавшиеся в ≪толстых журналах≫ (ежемесячниках, где печатались новинки литературы), становились кумирами миллионов. Но времена изменились, а вместе с ними — и литература, и наше отношение к писателям.

Эволюция журналов

Первые журналы появились в России при Екатерине II. По сути, журнал ≪Всякая всячина≫ был ее журналом. Она относилась к ним, как сейчас мы относимся к глянцевым изданиям — развлечение, рассказы необременительного содержания. Серьезных проблем там не поднимали. Это появилось позднее — благодаря журналисту, издателю Николаю Новикову, который в 1769 году решил издавать сатирический журнал ≪Трутень≫. Его отличие в том, что он выступал за ≪сатиру на лица≫ против ≪сатиры на пороки≫. Журнал выходил всего год — Новиков был вынужден его закрыть. Но дело нашло последователей.

Николай Греч в 1812 году основал журнал ≪Сын отечества≫, который с перерывами просуществовал до 1852 года. А в 1834-м вышел первый многотиражный журнал в России ≪Библиотека для чтения≫, редактором которого стал Осип Сенковский. Вот тогда-то власть и взглянула на журналы по-иному. Развлекать — одно, но поднимать серьезные проблемы — совсем другое.

Советское время

В СССР ≪толстых≫ журналов было много: ≪Новый мир≫, ≪Октябрь≫, ≪Знамя≫, ≪Наш современник≫, ≪Дружба народов≫, ≪Иностранная литература≫, ≪Роман-газета≫. Авторы, чьи идеи были похожи, объединялись в сообщества. Даже вели полемику на их страницах. У журналов был огромный круг подписчиков, люди ждали выхода нового выпуска. Ведь там можно было прочитать, например, повесть ≪Один день Ивана Денисовича≫ Солженицына. Ее напечатал ≪Новый мир≫, которым руководил Твардовский. А в первые перестроечные годы они возвращали читателю забытые и запрещенные произведения Булгакова, Замятина.

Наши дни

Журналы в то время — одна реальность, журналы сегодня — бледная тень самих себя. Сейчас в свободном доступе тысячи произведений. А журналы переживают очень сложный период: государство их не поддерживает, в штате 5–6 человек, тиражи микроскопические. Та же ≪Дружба народов≫ печатается тиражом 500 экземпляров. ≪Роман-газета≫ еще держится на плаву.

Мы начали сотрудничество с немецкой фирмой, которая берет наш журнал на распространение в Европе. Но, как ни странно, у русских людей, живущих и работающих за рубежом, современные популярные авторы, такие как Гузель Яхина, Евгений Водолазкин, Людмила Улицкая, не вызывают отклика. А вот простая проза о текущей жизни пользуется популярностью.

Престиж профессии

В современной России престиж писательской профессии чудовищно упал. То, кем был автор 20–30 лет назад, и то, как ощущают себя современные писатели, — огромная разница. Литературный труд не кормит, многие издаются за собственные деньги. Проблемой стала монополизация издательского дела.

Издатели выбрали рыночную концепцию, когда автору заказывают роман на определенную тему, подключают рекламную кампанию. Русский писатель, живущий в США, Юрий Милославский ввел термин ≪искусственный культурный контекст≫, который навязывается читателю под видом реального. Настоящий усваивается читателем произвольно, он начинает видеть мир по-новому. А искусственный конструирует реальность. В таком мире и живем.

Поиск талантов

Все актуальнее становятся поиски авторов грамотной, сюжетной и проблемной прозы. Так, в свое время ≪Роман-газета≫ первой представила российскому читателю роман Захара Прилепина ≪Патологии≫. Недавно мы напечатали сборник рассказов о Донбассе Бориса Евсеева ≪Казненный колокол≫, критическая и сложная вещь. Что нужно молодым писателям для успеха? Нужны талант, боль за настоящее и будущее и вера в то, что своим произведением ты сказал что-то важное поколению.

Рекомендации