Site icon Пресса в образовании

Сочетание прогресса и традиций

Юнкор Мария Хохлова освоила основы столярного ремесла и выполнила свою первую работу из дерева

Юнкор Мария Хохлова освоила основы столярного ремесла и выполнила свою первую работу из дерева

Продолжаем рубрику, которую начали на 2-й странице газеты. Здесь вас ждет «практическая часть», где юнкор примеряет на себя профессию столяра.

В XXI веке постулируется повсеместное возвращение к естественности, а задачи экологического реформирования городов выходят на первый план в повестке правительств. Человечество, кажется, заигралось в «высокотехнологичность».

Так называемый возврат к природе теперь уже является не мечтой сентиментального философа, уставшего от алчного мира, гонящегося за зыбкими благами, а самым настоящим мейнстримом.

Стоит обывателю оглянуться, и он повсюду в нашей цифровой действительности увидит, что большая часть окружающих его предметов до сих пор делается из такого, казалось бы, недолговечного, в сравнении с современными, материала, как древесина. Все чаще урбанисты вносят в городское пространство предметы из нее, которые должны символизировать разорвавшуюся на каком-то этапе истории связь человека с природой.

Поэтому вновь актуальной стала такая древняя профессия, как столяр. Леса занимают почти половину территории нашей страны, и вплоть до XVIII века основной массив построек в России был деревянным, поэтому столярные традиции у нас, как ни у кого, богатые.

Так как быть «экологичным» теперь модно, я захотела тоже приобщиться к этой моде. Если сортировка мусора стала для меня обыденностью еще в 2019 году, то на этот раз я решила попробовать себя в таком «натуральном» деле, как столярничество.

Меня приютил столичный технологический колледж № 21. В классе, куда меня привели, как раз шло занятие. Перед моим взором предстало в основном новое электронное оборудование. Сейчас высокомощные острозубые пилы приводятся в движение малейшим нажатием пальца, а возможность ухода изделия «вкось» минимизируется. Кажется, что это человек становится помощником машин, а не наоборот.

— Парни шутят, говорят, что они скоро совсем не будут нужны, если приборы и мощные установки приводятся в движение одной кнопкой, — сетует мой проводник в мир ремесла Алексей Грачев, мастер производственного обучения колледжа.

Эта мысль и правда удручает: автоматизация производства является страшным сном различных мастеров уже не одно десятилетие. Однако я не думаю, что ремесла из-за этого потеряют свою актуальность, особенно сейчас, когда к ним обращаются все, от частных заказчиков до государственных.

— Классические инструменты никуда не делись, — продолжает Грачев, — японцы и немцы пытаются все больше их совершенствовать, но сложно чем-то улучшить старую добрую стамеску.

Таким образом, труд столяра сочетает в себе прогрессивность и традиционность.

— В наши дни существует большое количество разнообразного оборудования, с помощью которого мастер может во всей полноте выразить свой потенциал. Но идет переход от шаблонности крупных магазинов к оригинальности независимых производителей, — делится Алексей Николаевич. — Люди все чаще стали заказывать авторскую мебель по индивидуальным проектам; выдумка, фантазия автора — вот новые требования к профессионалу.

Мне доверили сделать простой, но необходимый в жизни почти любого современного человека предмет — держатель для телефона. Устройство у него нехитрое, но все же помогает отработать некоторые базовые столярные навыки. Моим помощником стал студент выпускного курса Слава Стороженко, между прочим, победитель множества чемпионатов по профессиональному мастерству, таких как Abilym pics и World Skills.

Под таким наставничеством я уже не боялась, что рука дрогнет и я, как всегда, все испорчу. С непривычки достаточно трудно направить включенную электрическую пилу на линию намеченного отсечения. Для того чтобы провести распил, нужно достаточно сильно надавить на прибор, который как бы сопротивляется. Сопротивление машины помогает сделать движения работника более основательными и избежать осечек.

Так, коллективным трудом мы проделали паз для моей держалки. Как только меня оставили без присмотра, я начала делать ошибку за ошибкой и углубляться пилой в материал глубже установленного уровня. Но итог-то работы оказался жизнеутверждающим — каждый мой палец остался на своем законном месте, а держалка с возложенной на нее функцией вполне справлялась, что было немедленно проверено на моем телефоне.

Так я стала преемницей многовековой традиции в современной оправе. Звучит гордо.