Наши юные корреспонденты уже окончили школу, но до сих пор с теплом вспоминают своих учителей. Ведь они не только научили их любить предмет, дали необходимые знания, но и преподали множество других жизненных уроков, которые они, несомненно, уже не забудут. Не просто быть хорошими людьми, отвечать за свои поступки, идти к выбранной цели и не сдаваться, но и не бояться делать ошибки, не стесняться спрашивать и понимать, что, если стараешься, обязательно найдется человек, который подскажет и поможет.
Очень важно научиться учиться
Юлия Комарова
«Прежде всего учителя должны научить вас учиться» — много лет назад эта фраза директора школы почему-то засела мне в голову. Сейчас, уже будучи студенткой, я понимаю, что одному из моих учителей действительно удалось выполнить эту нелегкую задачу.
Настоящая учеба началась, когда Константин Викторович уже перестал вести математику у моего класса, и родители наняли его для меня репетитором — подтянуть алгебру с геометрией к экзаменам. Мне, как и любому окончательному и бесповоротному гуманитарию, эта затея не понравилась изначально. «Все равно же ничего не пойму», — подумала я и решила не напрягаться на занятиях.
Константин Викторович же будто почуял мои антиматематические настроения и после череды нерешенных задач в начале урока поинтересовался, что не так. Я решила зайти с козырей и выдвинула свое главное и обезоруживающее оправдание: «Я гуманитарий. И не способна понять математику!» Учитель некоторое время помолчал и сказал: «Так ты и не поймешь ее сразу всю. Раздели материал на этапы — так он будет казаться менее пугающим, а конечная цель станет более конкретной и от этого выполнимой. Тогда все получится». Так мы и начали постепенно разгребать многолетние завалы тем по алгебре и геометрии. Я подтянула математику, успешно сдала экзамены.
Но главное в этой истории вовсе не мои математические успехи, а то, что мне удалось закрепить привычку делить учебный материал на этапы и только после этого пытаться запомнить его. То есть я научилась учиться. Поэтому я и считаю своего преподавателя математики настоящим профессионалом своего дела. Ведь задача учителя — не только донести до ученика материал из школьной программы, но и помочь ему найти способ усвоить эти знания. В конце концов, как гласит латинская пословица, не для школы, а для жизни мы учимся!
Идти прямо к цели и не сдаваться
Полина Муслимова
Если школа для вас — лишь потрепанные парты, слишком короткие перемены и монотонные речи преподавателей, вы, вероятнее всего, не научитесь ровным счетом ничему. Речь идет даже не о предметах, а об уроках жизни, выходящих за рамки графиков, синтаксиса, романтизма и закона Архимеда.
В апреле, когда солнечные лучи начинают согревать природу после затянувшейся зимы, я сидела на уроке английского и с ужасом осознавала, что экзамен близко. Отчетливо помню отчаяние, окутавшее туманной пеленой рассудок. Преподаватель, Наталья Васильевна Лаврентьева, по совместительству мой классный руководитель, удивительным образом ощутила, что что-то не так, а потому поговорила со мной после урока. Я рассказала все как есть. Где-то внутри по-прежнему пылал огонек надежды.
— Если ты в самом деле захочешь чего-нибудь, то обязательно добьешься. Ставь цель и смело иди к ней. Не бойся оступиться — это нормально, никто не в силах прожить идеальную жизнь, — сказала она. — Всегда найдутся люди, которые помогут. Только не опускай руки и верь в себя.
Я понимала, что легко не будет, настраивалась на худшее, порой хотела отступить. Но после той беседы начала стараться. Занималась английским с преподавателем после уроков, решала множество тестов, учила фразовые глаголы. Я поверила в свои силы, а благодаря поддержке смогла пережить сложный этап подготовки. Результат — пять за экзамен.
Наталья Васильевна научила меня главному — не сдаваться и бороться, как бы трудно ни было. Не важно, идет речь об итоговой контрольной или о мечте, не связанной со школой. Этим знанием я пользуюсь и по сей день.
Всегда оставаться хорошим человеком
Анастасия Антропова
Наверное, скажу банальность, но именно от учителя зависит отношение к предмету, который он преподает.
Благодаря одной учительнице я возненавидела химию раз и навсегда. Благодаря другой я до сих пор, спустя уже три года после окончания школы, скучаю по математике. Рыжеволосая, с живыми глазами и острым языком. Энергии в ней было больше, чем порой в нас, подростках. Очень женственная, всегда в туфельках или ботинках на шнурках, тех, что сейчас в моде. Всегда с нами на одной волне. Часто ироничная, но справедливая. Мы ее немного боялись, но очень, очень любили.
Елена Валентиновна Зеваева вела у нас алгебру для «сильных». Многие сбегали от нее к мягкой молодой преподавательнице с монотонным голосом, но те, кто оставались, считались умниками и «людьми высокой воли». Ее выражения мы мгновенно разбирали на афоризмы. Она вкладывала в нас всю душу и переживала не только за наши знания, но и за нашу дальнейшую жизнь.
Я называю ее Учителем, Учителем с большой буквы, потому что она была не только прекрасным педагогом, но и, главное, человеком с большой буквы. Кажется, она всю жизнь работала учителем и уже открыла секрет своего профессионального успеха — нужно быть хорошим человеком, чтобы быть в состоянии дать что-то другому. Елена Валентиновна не признавала слабости там, где нужны были сила и упорство: учеба — это труд, а труд редко бывает исключительно удовольствием. Нужно просто работать.
Кто работал, в итоге всегда пожинал спелые, сочные плоды. И, главное, требуя от нас много, она сама никогда не щадила себя: приходила в субботу, несмотря на то что это был ее выходной, и тратила на нас несколько часов своего личного времени, чтобы мы наконец-то научились решать экономическую задачу в профильном ЕГЭ по математике. В будни она приезжала на час раньше начала уроков и отвечала на наши вопросы, разбирала трудные задачи, которые нам вообще казались неразрешимыми, лишь бы мы все сдали и поступили туда, куда хотим.
Перед экзаменами многие «просыпались» лишь к весне, но и тогда она была готова принять всех блудных детей к себе на борт, готовый вступить в бой с вражеским судном — главной проверкой знаний. И каждый из нас прошел эту проверку.
Как-то я спросила ее, как нужно учить. Ответ был прост и короток: научить можно только собственным примером. По-моему, именно в этом и заключается главный секрет ее профессионального мастерства.
Если стараешься, тебе помогут
Анастасия Бобрикова
С чего начинается школа? Не с букварей, шумных переменок или первой двойки. Школа начинается с учителя. Ведь именно он дает своим подопечным знания, переживает за их неудачи и с неподдельной искренностью радуется достижениям, пусть даже самым малым. В работу вкладывает частичку себя.
У каждого из нас был учитель, который дал нам нечто большее, чем просто знания. Для меня этим человеком стала Людмила Ивановна Мечник, преподаватель физики в школе № 1158. Ее обожают не только ученики, но и учителя.
И немудрено. Это безумно открытый и прямолинейный человек, всегда готовый прийти на помощь. Могу поспорить, что каждый ее ученик до конца жизни будет помнить ее самые лучшие на свете и понятные каждому объяснения новых тем. Но самое главное, чему она нас всех научила — нести ответственность за свои слова и поступки.
А еще она внесла в нашу жизнь одно очень мудрое правило: «Если ты стараешься и у тебя не получается — тебе обязательно помогут, если не стараешься, то и помощи не жди». Приходя к Людмиле Ивановне на урок, нужно было четко понимать, с какой целью ты пришел. Если отдаешь себе отчет, что именно за знаниями, а не просто провести время, будто отрабатывая какую-то повинность — ты определенно их получишь.
Наши учителя заслуживают огромной благодарности! Ведь каждый, абсолютно каждый учитель дает нам что-то ценное, формирует в нас личность и закладывает навыки, которые могут помочь во взрослой жизни. Даже если мы, подростки, этого не понимаем и считаем их заботу требовательностью, а иногда даже несправедливостью!
Правильно оценивать свои способности и умения
Яна Туранова
Школа — неотъемлемая часть жизни каждого человека. Для кого-то она проходит весело и легко, для кого-то — медленно и тускло. Анализируя прошлое, мы начинаем видеть то, что раньше было недоступно. Именно поэтому взрослые с благодарностью вспоминают о своих самых строгих и требовательных учителях, ведь уроки, преподнесенные ими, выходят далеко за пределы школьной программы.
В начале средней школы я постоянно стремилась к чему-то идеальному: пятерки в дневнике, порядок на рабочем столе, красивый почерк, чистый розовый рюкзак на лямках — словом, все как в сказке. Только часто мне не удавалось достичь желаемого совершенства — строгая учительница по русскому языку и литературе постоянно «занижала», как мне казалось, мои «пятерочные» работы. То лишнюю запятую поставлю, то много помарок получается, то нужная буква «а» кажется похожей на ненужную «о», а то и правда «грубая» ошибка находится. Как я расстраивалась и негодовала, когда вместо заветной жирной пятерки получала отметку на балл ниже! Огорчала не допущенная глупая ошибка в простом слове, а то, что все не так, как мне хочется. Разговоры и упрашивания не влияли на появление в дневнике четверок, ведь учительница почему-то никак не хотела войти в мое «ужасное» положение — стремление к пустому идеалу. И когда после очередного диктанта я, расстроенная, вновь попыталась доказать, что две пропущенные запятые — это совершенный пустяк, вовсе не показывающий уровень моих знаний, тоненькая рука сняла толстые очки, большие глаза пристально смотрели на меня. Зефрида Ивановна говорила много всего. Не отчитывала, не ругала меня за постоянные попытки не исправить ошибку, а доказать, что ее не было. Она тихо разговаривала со мной как с добрым другом, объясняя, что только умение адекватно оценивать свои силы и знания помогают в этой жизни добиться результатов. Она могла бы из жалости, например, поставить мне «отлично» за год и сделать меня счастливейшей девочкой на свете, считающей себя идеальной. Но она этого не сделала — правильная картинка из пятерок в дневнике не сложилась. Она воплотилась в жизнь только через год, когда я поняла смысл слов моей прекрасной учительницы. И за это ей сегодня — большое спасибо! Теперь я знаю, что ошибки неизбежны и являются частью жизни. Недаром говорят, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Счастье — в самом пути. Школа учит не только правильно писать и считать, а думать, планировать, жить и быть благодарным. И это — бесценные и незаменимые умения!
Тщательно выбирать окружение
Евгений Самохвалов
У каждого человека где-то в памяти осталась фраза учителя, которую он запомнит на всю жизнь. И это не «жи-ши пиши с буквой «и» и не «не бегай по коридорам». Эти слова мы слышали сотни раз, но именно учитель смог донести их до нашего сознания.
Помните, какими задирами были классе в пятом? Не слушали ни учителей, ни родителей: «Мы же уже такие взрослые! Да нам горы по колено, и никто нам не указ». Дрались, задирались, пытались казаться старше… После очередной драки строгий и уверенный голос остановил меня в дверях кабинета.
Пустой класс, только я и учитель. Куда-то подевалась вся смелость и взрослость, остался лишь страх. Как сейчас, помню тот монолог: «Каждый сам выбирает себе путь в жизни. Пойми, все начинается именно сейчас. Сейчас формируется твоя личность. И если ты оступишься сегодня — потом не вылезешь из этого болота. Очень многое в жизни человека задает его окружение. Обещай мне, что будешь разборчиво подходить к выбору друзей. Делая что-то, задавайся вопросом: как это может сказаться на моем будущем? Только так ты сможешь добиться того, чего хочешь».
И именно эти слова моего учителя очень часто помогают мне сделать правильный выбор.
По-настоящему любить литературу
Анна Коханова
Огромной проблемой в школе для меня был предмет «литература». Я, скучая, поглядывала на часы и ждала заветного звонка. Уроки казались слишком длинными, а делать домашнее задание приходилось с большим трудом. Все изменилось с приходом нового преподавателя. Этот человек не просто изменил представление о своем предмете. Он помог приобрести верного друга, который будет следовать со мной до конца жизни.
Раньше мы читали учебник и писали конспекты. Это не давало возможности прочувствовать произведения. Новый педагог рассказывал биографию писателей так, что казалось, будто он повествует о своем давнем товарище. Каждый ученик с открытым ртом слушал историю создания произведений, сочувствовал нелегкой судьбе русских поэтов и писателей.
Сочинения стало интересно писать. За многие из них даже не ставились оценки! «Мне интересно то, как вы мыслите, как понимаете язык писателя», — говорил наш учитель. И нам действительно хотелось понять, разобраться самим. Когда-то в детстве я придумывала небольшие рассказы. С годами затерялся маленький блокнотик, исписанный корявым почерком. Учитель литературы вновь открыл во мне давно забытую любовь к письму, которая скоро привела меня на путь журналиста.
Как гром посреди ясного неба для любого школьника звучит слово «пьеса». Это ведь так скучно! Так думала и я до тех пор, пока уроки литературы не стали своеобразным театром. Мы читали по ролям «Горе от ума», ставили сценки из «Ревизора». Запомнить сложные имена персонажей куда проще, когда их так забавно играют твои одноклассники. В старших классах в программе стали появляться сложные произведения. Наш учитель всегда был готов протянуть руку помощи в изучении их загадочного мира.
Осилить крупные произведения оказалось совсем не трудно. Мы читали их вместе, смотрели экранизации, обсуждали, спорили, смеялись и обреченно вздыхали, когда звонок звенел в самый горячий момент диалога.
Искренняя любовь к предмету помогла мне сдать ЕГЭ по литературе на сто баллов и поступить в вуз, в котором я всегда мечтала учиться. Мне бы хотелось сказать огромное спасибо Тулкину Сайфуллаевичу Сулееву, и я уверена, что он изменил не только мою, но и жизнь многих других своих учеников.