Художник по стеклу Людмила Черникова уже много лет работает со стеклом и с удовольствием передает знания друг. Фото: Пелагия Замятина

Стеклянное искусство

  • Ильяна Андреева
  • 15.11.2021

День работника стекольной промышленности отмечается в нашей стране 19 ноября. С одним из представителей этой профессии пообщалась наш юнкор.

Когда нам говорят о стекольной промышленности, большинство из нас представляет мастера, который из небольшого ярко-оранжевого шарика выдувает предмет невероятной красоты — настоящее произведение искусства. Но людей разных специальностей, которые работают с этим удивительным материалом, как и направлений их работы, на самом деле великое множество — настолько разнообразна эта профессия. Основатель московской школы-студии стекла на ВДНХ, художник по стеклу Людмила Черникова, которая не только сама создает маленькие шедевры, но и учит этому других, рассказала об особенностях этого ремесла.

— Людмила Сергеевна, чем вас привлекла эта профессия?

В первую очередь тем, что работа со стеклом многогранна. Она подразумевает много разных технологий и, соответственно, много профессий. Я как технолог, как художник по стеклу владею многими техниками: витраж, фьюзинг, мозаика, стеклодувная история и другие. Стекло — это океан возможностей. Мы в мастерской делаем и сувенирную продукцию, создаем украшения, которые уже четыре года подряд участвуют в Неделе высокой моды в Москве, а также составляем различные интерьерные композиции, картины, витражи и арт-объекты. У нас есть школа стекла, и мы учим всех, начиная с восьми лет, разным техникам, начиная от простого к сложному.

— Ваш «путь к стеклу» был прямым или долгим и извилистым? Почему вы решили выбрать именно этот материал для работы?

Я долго к этому шла, занималась творчеством, пробовала живопись, батик, мыловарение, кондитерку… А стекло меня привлекало всегда, и я часто из путешествий привозила чемоданами стеклянные украшения и сувениры. В один момент меня осенило, что мне нравится стекло, я хочу заниматься этим очень долго, возможно, всю жизнь.

Стеклянное искусство
Чтобы начать придавать форму стеклу, его не обходимо как следует разогреть, тогда в руках мастера оно станет мягким и податливым. Фото: Пелагия Замятина

— Не боитесь, что надоест?

Ни капли. Мне нравится, что в этом искусстве нет какого-то края, можно развиваться в разных направлениях, совершенствоваться и открывать каждый раз что-то новое.

— А сложности в обучении были, когда не получалось и хотелось все бросить?

— Не могу назвать никаких сложностей. Когда горят глаза, когда интересно, любые сложности воспринимаются как этапы. Наоборот, здорово, если есть препятствие, которое надо преодолеть, чтобы развиваться дальше. Хуже, когда ты уже прошел все этапы, и некуда больше стремиться. Это неинтересно. А в художественном стекле нет предела совершенству и поиску новых техник.

— Какая техника работы со стеклом популярнее всего у учеников?

Фьюзинг. Эта технология не так давно появилась в России, всего лет 15–20 назад. Стекло укладывается слоями, создавая необходимый объем, после чего запекается в муфельной печи (от позднелатинского muffla — «муфта», «глиняный ящик» — устройство, предназначенное для нагрева изделия до заданной температуры. Главной особенностью этой печи является наличие муфеля — оболочки, защищающей нагреваемый материал или изделие при нагреве. Применяется для обжига керамических изделий, термообработки и плавки металлов, лабораторных исследований и многого другого). Таким образом, получается рельефная скульптура. В такой технике можно сделать магнитики, различные украшения, тарелочки, часы, подсвечники и даже картины. Еще один плюс — стекло не выцветает, а получается ярким и сочным. В этой технике можно сделать и небольшие сувениры, и изделия побольше, которые могут стать украшением интерьера.

Рекомендации