Foto unsplash.com

Уроки труда учат детей самостоятельности

  • 20.01.2025

С этого учебного года во всех российских школах снова ввели уроки труда в младших и средних классах. «Пресса в образовании» поинтересовалась у учеников столичных школ и юнкоров студии «Новый фейерверк», насколько, по их мнению, актуально и полезно это начинание.

Екатерина Ефремова, юнкор:

— Уроки труда для детей младшего школьного возраста, как мне кажется, очень полезны. Ребята могут научиться чему-то действительно важному, причем такому, что сможет пригодиться им в повседневной жизни в любой момент и в любом возрасте. А это значит, что «бытовых инвалидов» будет совсем немного или не будет вовсе. А поскольку такие уроки преподносятся интересно, они увлекают детей и позволяют им узнать что-то новое для себя и вне школы, пользуясь интернетом с пользой, или провести время с родителями за нескучным и захватывающим занятием.

Егор Довгополый, школа № 548 «Царицыно»:

—  Введение уроков труда в младших и средних классах в этом учебном году — это позитивный процесс, который развивает мелкую моторику, дает полезные навыки и развивает критическое мышление школьников, отрывая их хотя бы на время от телефонов и виртуальных игр… Эти занятия развивают творческие способности детей, обогащают их внутренний мир. Знаю это по своему опыту. На труде я с удовольствием занимался всем, чему учили. Теперь я умею готовить некоторые блюда (мама хвалит), могу делать простую мебель и даже шить игрушки! Кроме того, эти уроки способствуют воспитанию уважения к ручному труду и профессиям, которые могут оказаться полезными в ближайшем будущем. Учителя труда готовят детей к самостоятельной жизни. Это не просто полезное времяпрепровождение, но и вклад в будущее.

Кристина Архипова, школа №1512:

— Я в восторге! Жаль, что моя учеба в школе подходит к концу и я не смогу посетить уроки труда. Я считаю, что они направлены на подготовку детей к самостоятельности в жизни, даются азы необходимых бытовых навыков. На уроках труда требуется командная работа, чтобы добиться решения поставленной задачи. Это сплачивает коллектив, раскрываются индивидуальные качества человека, воспитываются ответственность, терпение, дружелюбие. Уверена, что уроки труда помогут раскрыть и таланты ученика. Будь это швейное или кулинарное дело, столярные и плотницкие работы. Важно дать возможность ученику попробовать свои силы и по индивидуальным интересам. Это удача, если ученик сможет раскрыть свои способности и в будущем получить нужное образование и профессию. Он будет счастливым, успешным человеком и обязательно скажет: «Спасибо, школа!».

Дарья Ярусевич, школа №1512:

— Введение уроков труда я считаю отличной идеей! Ведь в современном обществе дети стали чаще уделять время различным гаджетам, совсем не думая о последствиях. Именно такие занятия как раз помогут им развивать практические навыки, а также отвлекут от экранов, дадут возможность пообщаться друг с другом, показать свои таланты и понять, насколько важно уметь что-то делать самостоятельно. Не стоит забывать и об основах, которые могут пригодиться в жизни — от приготовления пищи до работы с инструментами. В общем, уроки труда оставят большой след в развитии детей.

Василиса Острошенко,  школа №1512:

— Уроки труда, несомненно, важны для детей в начальных и средних классах. Прежде всего они раскрывают творческий талант ребенка и развивают его мышление, а в некоторых ситуациях помогают укрепить командный дух учеников. Также уроки труда помогают освоить бытовые навыки, например, чинить одежду или забивать гвозди. Безусловно, общая программа для девочек и мальчиков хороша и полезна: в жизни может случиться многое. Таким образом, уроки труда являются важной вехой в социально-бытовой адаптации детей к взрослой жизни.

София Хасянова, школа №192:

—  Уроки труда в школе всегда полезны: для младшеклассников важно развивать креативность и, конечно, мелкую моторику, которая вырабатывается в процессе лепки и изготовления поделок, а ученикам средних классов нужно научиться азам ведения быта: шитью, готовке и так далее. Но также важна форма преподавания: если детей заставлять делать все по шаблонам, оценивая схожесть с оригиналом, а не проявление креативности, то дети на таких уроках не научатся творческому мышлению. Насчет уроков труда в средней школе тоже нужно поразмышлять: я думаю, что в этом возрасте необходимо выделять меньше часов на обучение физическому труду, но больше на что-то более применимое в современном мире, что развивает и другие навыки, например, финансовую грамотность.

Ильдар Алимов, школа №192:

— Уроки труда — это важный шаг к развитию у школьников практических навыков и ответственности. В современном мире многие дети больше времени проводят за экранами гаджетов, поэтому работа руками становится особенно ценной. Создание чего-то своими руками — будь то скворечник, игрушка, сшитая в подарок для своего младшего брата или сестры, или кулинарное блюдо — не только развивает моторику и креативность, но и вызывает чувство гордости за результат, которым непременно хочется поделиться со своими самыми близкими людьми — семьей. Кроме того, такие занятия учат справляться с реальными жизненными задачами. С самого детства мама с папой рассказывали мне разные веселые истории и показывали полезные навыки, которые они получили на этих уроках. К сожалению, у меня — ученика одиннадцатого класса — уже нет уроков труда, но мне хотелось бы, чтобы они вернулись. Эти занятия помогают развивать практические навыки, учат работать руками и ценить результат своего труда, что очень важно в жизни.

Александр Джанумов, школа №192:

— Сегодняшнее поколение детей и подростков стало слишком зависимым от различных девайсов и гаджетов. Конечно, не все, есть исключения, но подавляющее большинство может помочь установить любое приложение, а заменить лампочку или же повесить картину даже не потрудится. Я считаю, что младшие и средние классы надо воспитывать и учить основам быта, которые изучаются на уроках труда. Когда я был в пятом и шестом классах, у нас была технология. Мы мастерили все что угодно: и подставки, и скворечники. Некоторые рукастые ребята умудрялись даже стулья делать. В общем, уроки технологии оставили у меня теплые воспоминания, и я был бы не против вернуть их и в одиннадцатом классе.

Снежана Шерешева, юнкор:

— Многим может показаться, что уроки труда в современном мире устарели и уже не нужны. Но это не так. Вопервых, самое банальное, что может прийти на ум, — это экономия. Все эти маленькие самодельные безделицы могут помочь сильно сэкономить на несложных вещах быта и подарках. Ведь самый лучший подарок — сделанный своими руками. Во-вторых, хоть не очевидный, но, наверное, самый главный пункт — это развитие мелкой моторики. Ведь знания о том, как сделать аппликацию, могут не пригодиться, но мелкая моторика, развитая кропотливой работой, никогда не будет лишней. Ну а третий пункт, самый избитый, но не менее важный. Представьте бытовую ситуацию — отлетела пуговица. Вряд ли рубашка после этого отправится в утиль или ателье. Именно тогда и пригодятся приобретенные навыки. Так что я считаю, что уроки труда актуальны сейчас так же, как и в прошлом.

Анна Кудряшова, школа №1569 «Созвездие»:

— Уроки труда направлены на то, чтобы дети лучше ориентировались в жизненных ситуациях, поэтому я считаю их очень полезными и необходимыми в школьной программе. Это развивает не только навыки, но и умственные способности, критическое мышление, креативность.

Марьяна Романова, юнкор:

— Сколько раз за всю жизнь вам пригодилось умение готовить? А умение вкрутить лампочку или забить гвоздь? Скорее всего, очень много. Приобретение таких навыков происходит именно на уроках технологии. Но, к сожалению, в нашей школе отменили привычную технологию, когда я училась в шестом классе. Вместо уроков шитья и готовки нам рассказывали про производство комбикормов, варку клея и принцип работы поршневого двигателя. Применила ли я где-то эти знания? Думаю, ответ очевиден. Так что да, классические уроки труда необходимы и в младших, и в средних классах, ведь на них обучают полезным бытовым навыкам.

Вячеслав Демьянов, юнкор:

— Я учился в гимназии города Кемерово семь лет, и с первого класса у меня был урок труда. В младших классах мы изучали, как шить, лепить чтото из пластилина и складывать цветную бумагу, чтобы получился зайчик или лисичка. В средней школе было поинтереснее: уже учились, как забивать гвозди, пилить лобзиком, строить кормушку и убирать снег лопатой, которую сами только что смастерили. Да, познавательно и весело, однако никакой практической пользы в этом я не нашел. С седьмого класса мне только один раз пригодились знания, как забивать гвозди, когда собирал стол. Думаю, что сейчас можно заказать абсолютно все вещи в любом виде — и это не требует особенных умений.

Рекомендации