Владимир Михайлов передал в Музей Победы трофейный аккордеон, который его мать, Евдокия Никитична Болдырева, нашла в Берлине в 1945 году. Инструмент стал ее другом на всю жизнь

Верный друг-аккордеон поднимал боевой дух солдат

  • Мария Хохлова
  • 28.02.2022

Память о еще одном непосредственном участнике Великой Отечественной войны была передана 23 февраля на вечное хранение в Музей Победы. Новым экспонатом стал трофейный аккордеон, который почти 80 лет назад звонко вел солдат в последний, самый трудный бой — бой за Берлин.

Семейную реликвию торжественно подарил музею известный певец, заслуженный артист России Владимир Юрьевич Михайлов. «Кнопочки да клавиши, мамины товарищи, сквозь огни-пожарища подпевают мне…» Слова его новой песни, символично и впервые исполненной в День защитника Отечества, были навеяны воспоминаниями о военных годах его родителей и вскрывают трогательную семейную историю: почти семидесятилетнюю «дружбу» его матери и немецкого аккордеона, с которым она познакомилась в Берлине, почти на излете войны, и уже не расставалась до конца своей долгой жизни в 2012 году.

— Наш музей часто получает в дар вещи военного времени, — говорит Наталья Анатольевна Засковец, главный хранитель музея, — но такие значительные, притом в идеальной сохранности, мы считаем уникальными. На инструменте стоит дата выпуска — 1934 год, а звучит инструмент совсем как новый.

Чтобы убедить нас в этом, Владимир Юрьевич тут же наигрывает какой-то как будто бы знакомый мне военный романс.

Евдокия Никитична Болдырева, так звали его маму, двадцатилетней девчонкой ушла на фронт добровольцем, была членом различных агитбригад и всю войну своим звонким голосом, пробивающимся сквозь грохот взрывов и скрежет моторов, поднимала боевой дух солдат.

— Мама была музыкантом-самоучкой, всю жизнь «горела» музыкой, хоть и приходилось заниматься совсем другим — после войны преподавала в школе географию, — делится артист, — но, видимо, именно с военной поры она увидела свое призвание в «служении песней», поднятии настроения подавленным, несчастным. Солдаты часто с признательностью благодарили ее.

Евдокия дошла до Берлина без единой царапины. Во время уличных боев в городе, уже весной 1945 года, в развалинах какого-то дома, разрушенного почти полностью, она увидела блестящий и тоже без единой царапины инструмент и усмотрела в этом некое предзнаменование, мол, он ждал ее, поблескивая среди руин, как будто зная, что именно наша музыкальная героиня пройдет мимо него. Евдокия Никитична старалась с ним больше не разлучаться. Хотя многие посмеивались над такой странной привязанностью девушки к найденному аккордеону, она верила, что ей и товарищам пережить последние бои и вернуться живыми и здоровыми на Родину помог как раз он — вывел из незнакомого враждебного города.

— Такие предметы не только отражают личную историю людей в войну, но и реконструируют сам быт, саму культуру того периода, — делится Федор Савельевич Смуглин, вице-адмирал, заместитель директора музея. — Мы уверены, что аккордеон будет участвовать во всех наших экспозициях: он нагляден, он представителен, и даже до сих пор «в строю» в музыкальном отношении.

— Вообще, рассказывать о вой не мама не любила, тяжело ей было, ведь вся ее молодость была исковеркана вой ной, — говорит Михайлов, — но о случае, сведшем ее с аккордеоном, она упомянуть любила. Я больше скажу, — продолжает Владимир Юрьевич, — фотография с «заслуженным» инструментом — моя самая первая детская фотография. Война давно ушла, а трофейная музыка все звучит, — смеется певец.

Для фронтового спутника участницы Великой Отечественной войны начинается новый этап концертной деятельности — «дедушка аккордеон», слышавший разрывы снарядов и чуть было не погребенный в обломках Берлина, но сохранивший свой чистый голос, будет звучать уже в мирное время, поднимая не боевой дух, а волну ностальгии в сердцах участников военных действий и всех увлеченных романтикой фронтовых баллад.

Рекомендации