Что объединяет Люка Скайуокера, Джона Уика и Беатрикс Киддо из «Убить Билла»? Бой. Каждый из этих персонажей провел огромное количество экранного времени, сражаясь с врагами. С оружием и без.
Киностудия имени Горького провела мастеркласс по основам сценического боя для всех желающих. Юнкор «Вечерней Москвы» решил выяснить, каково это драться на публику.
Удар, шаг, уворот, блок, захват, добивание… Каждая батальная сцена прописывается буквально посекундно. Следует отличать сценический бой в театре и в кинематографе: в первом случае требуется более техничный подход, чтобы избежать травм среди исполнителей. В кино же можно снимать в несколько дублей, с разных ракурсов и привлечением каскадеров, а потом исправить все недочеты за счет спецэффектов. Театральным актерам, чтобы схватка выглядела красиво и убедительно, нужна более серьезная подготовка.
На студии преподают только действующие деятели индустрии. Нашим боевым учителем стал актер Школы драматических искусств Алексей Киселев.
— Какой главный принцип в сценбое? — задает наставник вопрос группе.
Оказывается, что не зрелищность, а безопасность. Не важно, какая мясорубка происходит на сцене или на экране в кино, — актеры не должны пострадать. В серьезных проектах, если персонаж должен участвовать в рукопашных схватках, дуэлях на холодном оружии или перестрелках, то актеру, играющему эту роль, приглашают тренера, который обучает его основам необходимых боевых искусств, или дублера, который будет работать в кадре во время батальных сцен.
После получасовой разминки, состоящей из бега, ударов в воздух и прыжков (их большая часть группы так и не осилила), сенсей наконец-то приступает к обучению азам. Упор делается на практику, поэтому участников мастер-класса разбивают на пары для отработки. Противники регулярно меняются, чтобы у каждого была возможность поработать с разными людьми.
Первое упражнение — поднырнуть под руку партнера, который со всей силы пытается ударить тебя по уху. Это не слишком сложно, главное — правильно подловить момент. Голова идет в сторону, колени подгибаются, тело движется в сторону, проскакивая под рукой противника.
Моим первым спаринг-партнером становится парень по имени Федор. Во время упражнения мы слегка подискутировали, но пришли к выводу, что настоящие боевые навыки существенно помогают в освоении сценического боя. По команде наставника меняются и пары, и упражнения. Теперь нам показывают удары руками и блоки: один атакует, другой защищается. В процессе отработки нам с моим новым партнером удается отлично поболтать насчет карате и выкриков на английском языке.
Последний аспект — это рефлексия. Если твой персонаж пропустил удар, то нужно правильно изобразить движение тела и полученный урон. Но это только половина дела, ведь надо еще и изобразить звук чужого удара. Актеры обычно создают звук удара, хлопая себя ладонью по груди, актрисы — по другой части тела. Хлопок должен быть резкий, хлесткий, тогда звук получается громче.
В финальной части мастер-класса мы объединяем все изученные элементы и пробуем провести сценический спарринг. Снова стою перед Федором, с которым мы начинали, и получаю от него театральные оплеухи. Вроде все получается эффектно.
По завершении занятия одна из участниц Александра Фруцкая отметила, что больше всего ей понравилось именно взаимодействие с другими людьми. Умение красиво драться на публику вряд ли найдет применяемое в реальной жизни, но тем, кто планирует связать свою жизнь с актерской профессией, навык точно не повредит.
ХОРЕОГРАФЫ БОЯ
На первом месте в списке «Боевые хореографы в кино» портала IMDb значится Джефф Имада («Блейд», франшиза про Борна). На втором — Донни Йен («Горец», «Точка воспламенения»), который и сам мастер подраться, и других научить. На третьем — обаятельный и опасный толстячок Саммо Кам-Бо Хунг.