Вторая Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей» в музее «Гараж». АГН «Москва»

Все больше полномочий художник отдает зрителю

  • Анна Коханова
  • 21.09.2020

В музее «Гараж» открылась 2-я Триеннале современного искусства. Наш юнкор увидел уникальные арт-объекты российских художников и попытался разгадать замысел авторов.

Современное искусство — совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине XX века, которые подразумевали новаторское искусство в плане идей и технических средств. Оно включает в себя все большой спектр техник, связанный с развитием технологий, познанием человеком собственного тела и своего места в мире. «Ландшафт современного искусства, как и современной жизни в целом, быстро меняется; художники используют в качестве материала или источника вдохновения все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни и вообще можем себе представить», — пишет художественный критик Оссиан Уорд в книге «Искусство смотреть», посвященной феномену современного искусства.

Непривычность материалов и художественных решений вызывает непонимание у посетителей галерей современного искусства. Арт-объекты не прямолинейны в своих идеях, они заставляют зрителя задумываться, отправляться на поиски смыслов. Попробовать разгадать идеи художников москвичи могут в музее современного искусства «Гараж» в Парке Горького на триеннале «Красивая ночь всех людей». Участников выставки этого года выбирали не кураторы и культурологи, а участники предыдущей триеннале, прошедшей в 2017 году.

— Художникам важны внутренние связи: кто с кем в каких отношениях, кто кому и как помог, кто кого вдохновил. Этому мы решили посвятить триеннале в этом году, — объясняет куратор выставки Анастасия Митюшина.

На табличках у инсталляций, помимо названия и автора, указано имя рекомендателя и характер его отношений с участником (друзья, коллеги, знакомые).

— Мы хотим подчеркнуть, что современное искусство, особенно в России, строится на личных связях, поддержке друг друга, — рассказывает Анастасия.

Именно эти таблички станут своего рода проводниками в тернистом мире современного искусства. Когда понимание концепции арт-объекта оказывается слишком тяжелым, можно обратиться к ним в поиске ответов. Но не стоит думать, что они станут ключом ко всему. «По ходу истории художник отдавал все больше полномочий зрителю. Зачастую фокус заключался в том, чтобы позволить зрителю получать удовольствие, отвечая на подсказки художника, или строить иное», — говорится в работе Владимира Логутова, участника выставки. Теперь зритель решает, в чем заключается смысл. Лично познакомиться с работами можно до 17 января 2021 года.

Рекомендации