Скульптура — один из самых прекрасных видов изобразительного искусства, который восхищает и заставляет людей задумываться о красоте и хрупкости нашего мира с самых древних времен. В удивительный мир остановившихся во времени фигур погрузили слушателей на лекции «Скульптура как вид искусства. Что такое скульптура сегодня?», которая прошла в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова в рамках проекта «Университетские субботы». На ней побывала и юнкор «ВМ».
Удивительно, но в наши дни статуи создаются по тем же принципам, которыми пользовались скульпторы древности. Столетия назад были открыты все законы, связанные со скульптурой.
Как создать скульптуру? В первую очередь ответственно подойти к выбору материала. Ведь одна и та же форма, воссозданная в разных материалах, воспринимается поразному.
— В скульптуре важен даже цвет мрамора. Его различные породы по-своему поглощают свет, и именно от этого зависит то, насколько скульптура будет «светиться», — рассказывает профессор Кирилл Гаврилин.
Так, например, в скульптуре Огюста Родена «Поцелуй» при определенном освещении мраморные фигуры влюб ленных будто бы «све- тятся». Этот эффект можно заметить и в «Аполлоне и Дафне» Джованни Бернини. В то же время материал за счет своих свойств придает скульптуре «восковой» вид. Такой эффект получается при полировке — тоже за счет уникальных физических свойств мрамора.
Другая сложность, с которой сталкивается скульптор, — создание изображения таким образом, чтобы оно выглядело грациозно с любого ракурса. Это особое мастерство. Именно поэтому скульптор, перед тем как создать будущий шедевр, должен продумать, с какой точки на него будет смотреть зритель.
Вспомните «Медного всадника» в Санкт-Петербурге, автор которого — знаменитый скульптор Этьен Морис Фальконе, — предлагает лектор. — Величественное прекрасное произведение. Но если вы будете смотреть на него на привычном уровне, то оно покажется вам уродливым. Однако памятник стоит на высоком пьедестале, и мы смотрим на него снизу вверх, и произведение преображается.
Такой прием называют ракурсным искажением. Он использован и в скульптурах на крыше Эрмитажа. Зритель никогда не узнает, как выглядят статуи на самом деле, если не встанет рядом с ними.
Удивительно, но и этот прием открыли в далекой древности. И ничего другого уже не придумывают. Что называется — ни прибавить, ни убавить. А зачем? Ведь эти правила доказаны и проверены веками.