Юнкор Анна Лукинова внимательно изучает фотоработы Бориса Косарева, в которых отражена история столицы середины прошлого века. Фото: Алина Чернышова

Застывшие мгновения

  • Анна Лукинова
  • 8.11.2021

28 октября в Центре Гиляровского состоялся вернисаж выставки «Московская коллекция Бориса Косарева. Портрет на фоне города», приуроченная к 110-летию со дня рождения знаменитого советского фотокорреспондента.

Наш юнкор побывала на вернисаже и выяснила, в чем же уникальность работ автора. «Не сразу все устроилось, Москва не сразу строилась», — гласят ставшие афоризмом строки стихотворения Юрия Визбора. И ведь величественные высотки сталинского ампира, роскошные и в то же время строгие строения эпохи ар-деко и неоклассики, составляющие облик современной столицы, кажется, были всегда. Однако фотографии из уникальной московской коллекции Бориса Косарева как бы напоминают об обратном.

Каждая из них, словно маленькое окошко в прошлое, переносит зрителя в 50–70-е годы XX столетия. А там — новые районы столицы, массовое жилищное строительство, реалии городской жизни. Словом, то, как строилась Москва: ее инфраструктура, история и даже нравы. И вся магия довольно проста — бумага, фотопечать и, что самое главное, мастерство художника, умеющего различить скрытое от глаз других.

Западные ворота

Кутузовский проспект. Сегодня он нередко крайне оживленный, а еще чаще — намертво застывший из-за пробок. Невероятно громкий. Искрящий огнями вывесок магазинов, ресторанов, салонов красоты. Однако в объективе Косарева он предстает совершенно иным. Таким, что даже не верится, будто перед тобой — западные ворота Москвы.

Если бы эта фотография могла издавать звук, то Кутузовский звучал бы как улочка современного спального района: тишина, изредка нарушаемая шумом колес двух-трех автомобилей. С 1957 года магистраль была удостоена чести считаться парадной: и статус этот был вполне оправдан — недавно отстроенные здесь сталинские дома составили красивейший архитектурный ансамбль, в котором воплотился гений советских градостроителей.

Застывшие мгновения
Юнкор Анна Лукинова внимательно изучает фотоработы Бориса Косарева, в которых отражена история столицы середины прошлого века. Фото: Алина Чернышова

Москва строится

Огромные башенные краны, в кабинах которых сидят маленькие человечки, замершие за выполнением работы, бетонные балки, составляющие каркас здания. Хотя фотография целиком статична, Борису Косареву удалось каким-то чудом отчетливо отобразить происходящее. Вот строитель нажимает на нужный рычаг, механизм крана приводится в действие, и строительство начинает идти полным ходом.

Под грохот отбойных молотков, шум сварочных аппаратов и рокот перебранок бригады здание стремительно вырастает, будто бы превращаясь из грубого наброска в полноценный рисунок — изящный, детально проработанный. Москва — великаны-здания, но и крошечные люди, взирающие на гигантов снизу вверх, но оттого не менее заслуживающие внимания.

Стакан газировки

1960-е годы, два мальчишки в жаркий солнечный день пытаются добыть из автомата по стаканчику шипучей воды. Один из них, встав на колени, по-товарищески подсаживает своего товарища повыше. Чего не сделаешь ради вкусного напитка, подслащенного сиропом! Любопытна деталь, которая хоть и не бросается в глаза, но громко заявляет: ребята эти — порядочнейшие члены советского общества.

Мальчик, который встает на спину другого коленками, не забыл снять сандалии. Лишь бы не запачкать светлую рубашку друга. Фотография заражает ребяческим задором — все на ней так весело, по-доброму. От нее веет летним зноем. Она черно-белая, но пестрит зеленью деревьев и краснотой автомата.

— Времена СССР взрослые члены моей семьи всегда вспоминают с особым трепетом. И многие фотографии Бориса Косарева отражают детство моих бабушек и дедушек, родителей: автоматы с газировкой, снежные забавы у памятника Тарасу Шевченко, фургончик с мороженым на смотровой площадке МГУ. Кажется, что ты погружаешься в эти события и можешь чувствовать ту детскую радость, которую когда-то испытывали твои близкие. На всех фотографиях — обыденные вещи, занятия, люди. Но в то же время это именно то, что мы зачастую не замечаем. И именно работы этого фотографа дают нам возможность узреть мимолетные мгновения, остановиться и понюхать розы, — поделилась своим мнением Лиляна Агаджанян, посетительница выставки.

«Московская коллекция Бориса Косарева. Портрет на фоне города» — выставка, которую стоит посетить, чтобы ощутить себя свидетелем становления чего-то великого: того, как главная героиня экспозиции — столица — росла и менялась, и другие, не менее главные герои — жители ее, такие же, как мы все, делали это вместе с ней.

ДОСЬЕ

Борис Косарев — один из самых известных советских фотокорреспондентов. Он почти 20 лет был официальным правительственным фотографом, снимал высшее руководство страны, важные мероприятия и знаменитых деятелей искусств. В феврале 1945 года его направили в Крым для съемок Ялтинской конференции, некоторые из снимков «Ялтинской тройки» (Сталина, Рузвельта и Черчилля) многократно публиковались в различных зарубежных изданиях. Научился фотографировать и печатать снимки в 14 лет, а первые его профессиональные работы в конце 1920-х годов были опубликованы в «Вечерней Москве».

Рекомендации