100 лет театра Вахтангова – уроки «Принцессы Турандот». Школа 1231.

  • Любовь Павличенко, педагог дополнительного образования школы 1231 им. В.Д. Поленова.
  • 16.11.2021

Легендарный арбатский театр имени Евгения Вахтангова отмечает свое первое столетие.

Прозвучал третий, театральный звонок – на урок. Историю Вахтангова, открыв номер «Прессы в образовании» ( приложение к  «Вечерней Москве»)  с замечательным специальным материалом об истории театра , благодарно пропускали через себя пятиклассники школы 1231, новые потенциальные зрители театра Вахтангова, вступающие вместе с ним во второе столетие. Кто-то уже был на «Коте в сапогах» или «Питере Пэне» и живо делился своими впечатлениями. Другие же, затаив дыхание, слушали историю про вечного скитальца святого Антония и азартно разгадывали загадки Принцессы Турандот. А еще, вглядываясь в глаза уроженца Владикавказа, сына табачного фабриканта Евгения Вахтангова, пытались угадать, в чем же состоит тайна этого человека, твердо выбравшего из двух дорог: продолжить табачное зло или творить – до самой смерти – невиданное театральное добро – конечно, последнюю и тем навсегда вписавшего свое имя в золотую историю вечности.

100 лет театра Вахтангова – уроки «Принцессы Турандот». Школа 1231.

В 1913 группа энтузиастов-студентов, посмотрев спектакль «Праздник мира», поставленный юным режиссером Первой студии Московского Художественного театра Евгением Вахтанговым, решила пригласить его в качестве руководителя театрального студенческого кружка. Потом будут упорные труды по постановке речи и пластики, репетиции и премьера первого спектакля «Усадьба Ланиных», закончившаяся оглушительным провалом, строгий запрет Вахтангову от Станиславского ставить где-либо кроме МХТ и продолжающаяся тайная работа с упрямыми студентами, твердо вознамерившимися стать профессиональными артистами.  Принятая под крыло МХТ в качестве Третьей студии группа увлеченных вахтанговцев в 1921 переедет на Арбат, 26, где 13 ноября и состоится премьера их первого выстраданного профессионального спектакля «Чудо святого Антония». Москва взорвется аплодисментами. Они победили.

Так по-арбатски вдохновенно родится блестящий молодой театр, которому – единственному из множества студий и театров начала 20-х гг. –  удастся не просто сохраниться, но и перешагнуть во второе столетие. Театр, скрепленный мужеством и братством всех со всеми, ибо в студию Вахтангова принимали прежде всего исходя из качеств личности. Театр – это храм, а актеры служат добру. В феврале 1922 голодная и холодная Москва февраля 1922 года будет покорена второй премьерой вахтанговцев – фантастически-реальной и полетной «Принцессой Турандот». Смертельно больной раком Вахтангов оставит ее своим учеником завещанием — никогда и ни при каких обстоятельствах не останавливаться в полете к Мечте. Учитель умрет в мае 1922, его похоронят в туфлях Турандот, за гробом будут нести куст его любимой белой сирени, а великий учитель самого Вахтангова Станиславский, оплакивая судьбу лучшего ученика, будет сильно  сомневаться в том, что театр сможет выжить без Вахтангова.

Но они выжили. Они не зря учились у Вахтангова. Театр – храм, который надо сохранить. И они сохранили — и храм, и братство. И остались вахтанговцами, единодушно отвергнув предложение стать частью великого МХТ. Им важно было сохранить имя учителя. Первые ученики Вахтангова стали актерами, режиссерами и педагогами. Рубен Симонов завершил период коллективного управления театром в 1939, став главным режиссером, Борис Захава воспитал блестящую плеяду новых вахтанговцев, бессменно служа несколько десятилетий на посту ректора театрального училища, которое получит имя самого, наверное, гениального ученика Вахтангова, актера Божьей милостью Бориса Щукина.

Потом будут десятилетия поисков, творческих споров, премьер, будет война и разрушенный бомбой театр на Арбате, эвакуация и работа в Омске, возвращение в Москву и новоселье в новом здании, построенном в классических традициях в 1947 Павлом Абросимовым. В театр войдет новое поколение, ныне тоже ставшее легендой – Владимир Этуш, Михаил Ульянов, Василий Лановой, Вячеслав Шалевич, Юлия Борисова, Людмила Максакова, Юрий Яковлев… Будут годы триумфов 50-80-х и трудных испытаний 90-х гг. Будут греметь имена режиссеров Алексея Попова и Рубена Симонова, Александры Ремизовой и Николая Акимова, Евгения Симонова и Иосифа Раппопорта, Романа Виктюка и Петра Фоменко и многих, и многих…

В 2010-м в театр придет элегантный и чуть печальный русский литовец Римас Туминас и театр Вахтангова снова преобразится. Он заиграет изысканностью мизансцен и костюмов, черно-белой строгостью форм, безупречным порядком мысли и фантастическим реализмом новых сценических метафор. 13-й спектакль в театре, рожденном счастливого 13 числа, поставил Римас Туминас к 100-летию театральной легенды о Вахтангове. Надо было не ошибиться с масштабом. И он не ошибся. В течение пяти часов на сцене театра о самом важном, очень индивидуальном и понятном абсолютно всем – «Война и мир» Толстого. Прощальная прозрачная метафора о войне, накалывающей штыком шинели-оболочки душ на фоне серой вечности-ложноклассической стены-занавеса, и о мире, таком хрупком и таком желанном, так полетно и упрямо стремящемся к вечной сказочной мечте «Турандот» — счастливой развязке и разгадке тайны человеческого духа.

Ученикам школы 1231 повезло. Театр Вахтангова, театр золотой Принцессы Турандот, – наш сосед. И они непременно туда придут. Прямо 13 ноября. Со своими впечатлениями, пожеланиями и благодарностью. За первое столетие. За мечту. За вечную Принцессу Турандот, чью загадку им, кажется, все же почти удалось разгадать. И с надеждой на то, что в новом, втором столетии мечты Вахтангова и Принцессы Турандот по-новому засияют в вечности. «Нужно изгнать из театра театральное, из пьесы актера. Изгнать грубое и узкое… Хочу, чтобы зритель в театре не мог разобраться в своих ощущениях, принес бы их домой и жил бы ими долго» (Евгений Вахтангов).

 

 

Рекомендации