Дерзость юных, или урок «с газетой» в честь 100-летнего юбилея Театра им. Е.Б. Вахтангова

  • Гавриленко А.Ю., учитель русского языка и литературы школы 1231 им. В.Д. Поленова
  • 16.11.2021

Что свойственно молодости? Дерзость, отвага, желание показать себя и подарить миру что-то новое. Театр, который сейчас является жемчужиной Арбата, начинался именно с этого – с дерзости юных, которые выбрали себе режиссера, попросили его поставить с ними любительский спектакль, потом бурно переживали разгромные рецензии и в результате создали во главе с Евгением Вахтанговым студенческую драматическую студию, которой суждено было сменить несколько названий, а после премьеры спектакля «Чудо святого Антония»13 ноября 1921 года – стать настоящим театром, отметившим в эту субботу, 13 ноября 2021 года, свой столетний юбилей.

Как поговорить об этом юбилее с ребятами? Предложить прочитать статью и ответить на вопросы? Обсудить факты, представленные в публикации? Но ведь подростки так не любят, когда их учат, — им гораздо больше нравится делиться своим видением мира и учиться самим. Вот почему мы нашли новую дорогу: ученики медиакласса решили поработать со статьей как специалисты настоящей редакции. Сначала они занялись её корректурой, а это очень кропотливая и трудная работа – особенно при условии, что статья выпущена в профессиональном издании; во время корректорской работы ребята, естественно, обнаружили много непонятных для себя слов и неизвестных фактов. Например, удивились, что отчество Евгения Богратионовича пишется через «о» (думали, что это ошибка), разобрались со значением слова «люнет», обсудили фонтан-памятник, созданный А.Н. Бургановым в честь Принцессы Турандот, спектакли, упомянутые в статье, бомбежку театра в июле 1941 года, а один ученик изумленно воскликнул: «Ничего себе! Я живу в Мансуровском переулке и даже не знал, что там была «Мансуровская студия» и начинался Вахтанговский театр». Так, поработав корректорами и стремясь найти ошибки и опечатки, ребята кропотливо и внимательно «вычитали» статью и узнали для себя много нового.

Ну а следующим шагом в работе стали написание аннотации и продумывание материала, который можно было бы добавить в статью, то есть из корректоров ученики уже превратились в редакторов. Расширить статью ребята хотели за счет большей информации о жизни театра сегодня, за счет биографий наиболее известных артистов, служивших и служащих сейчас в Вахтанговском, а вот примеры аннотаций к статье:

Писаренко Елизавета, 10 Б:

«Вышедшая в газете «Пресса в образовании» 8 ноября 2021 года статья рассказывает о знаменитом театре имени Евгения Вахтангова на Арбате, который празднует своё столетие со дня основания. Вам, несомненно, удастся расширить своё представление о данном месте и, если вы никогда его не посещали, обязательно захочется это сделать, ведь рассказ о зарождении театра, о периодах его истории, об архитектуре здания, о магии числа 13 в биографии режиссера и в судьбе театра и многие другие факты позволяют читателям убедиться, что театр — «жемчужина Арбата» .

Ольга Кулишенко, 10 Б:

«Статья Ольги Кузьминой, размещённая в газете издания «Вечерняя Москва», занимает целую полосу: дело в том, что сто лет назад, 13 ноября 1921 года, состоялась премьера спектакля «Чудо святого Антония», ставшего первой постановкой на сцене Театра, который теперь носит имя Евгения Вахтангова. Поздравляя от имени газеты легендарный театр с юбилеем, автор статьи рассказывает об истории самого театра, его труппы, его будущем после смерти его основателя и руководителя, легендарных спектаклях и великих актерах. Статья представлена в рубрике «Открытый урок», а значит, рассчитана на изучение ее школьниками, которые должны иметь представление о «жемчужине Арбата»

Василенко Иван, 10 Б:

« Эта статья приурочена к 100-летнему юбилею Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова и посвящена основным вехам  истории одного  из  самых  прославленных  театров Москвы, его  легендарным постановкам, а также не менее легендарному руководителю, внесшему огромный вклад в создание «вахтанговской» театральной культуры.

В статье прослеживается, как была создана студия на Мансуровском переулке, как стала драматической студией Е.Б.Вахтангова и как она вошла в состав Художественного театра под названием «Третьей  студии». Этот день, 13 сентября, и стал днем рождения театра Вахтангова.

Читая рассказ об истории рождения легендарного спектакля «Принцесса Турандот», понимаешь, какое огромное духовное наследство оставил театру Е.Б.Вахтангов. Статья рассказывает нам о многих режиссерах театра, которые, с одной стороны, отвечали требованиям, спускаемым сверху, с другой — шли в ногу со временем и даже обгоняли его. В статье описывается период «коллективного режиссерства» театра, который длился до 1939 года.

Время руководства Рубена Николаевича Симонова пришлось на военное лихолетье, когда театр работал в эвакуации в Омске, а фронтовой филиал дошел до Берлина. И этому периоду в статье отведено особое место. Продолжая дело отца, сын Евгения Симонова стал главным режиссером театра и был им вплоть до 1987.

В статье особенно отмечены заслуги известного актера и руководителя театра Михаила Ульянова, благодаря которому в штате театра появились новые талантливые актерские кадры. Автор статьи рассказывает, как в тяжелое время девяностых театр выжил, помолодел и возродился, о том, как в 2000-е гг. в театре шли спектакли редчайших режиссеров. Из статьи можно узнать и о том, как в наше время театр под руководством режиссера Римаса Туминаса продолжает успешную работу, сочетая новаторство и уважение к традициям. А когда столетний театр ищет и находит новые слова, сохраняя верность себе, — это победа.»

К изложенной статье я бы добавил информацию о блистательном актерском составе театра Вахтангова, а также о заграничных гастролях театра.

 

Спасибо газете «Пресса в образовании» за актуальный и полезный материал для урока! А театру имени Е.Б. Вахтангова желаем процветания и неувядающей славы и в следующем веке!

 

Рекомендации