Site icon Пресса в образовании

Тема урока: День разгрома Советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве

Тема урока: День разгрома Советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве

Учитель истории школы № 1512 Алексей Ручкин (в центре) показывает ученикам 9 «Г» класса материал «Прессы в образовании»

Очередной «урок с газетой» прошел в гимназии № 1512 в районе Вешняки. На этот раз наша газета стала подспорьем для девятиклассников в изучении темы «Сталинградская битва». Учебным пособием послужила страница, посвященная одному из важнейших сражений в ходе Великой Отечественной войны, вышедшая к 75-летнему юбилею битвы за Сталинград. Ссылка на PDF архив номера.

Впрочем, учитель истории Алексей Ручкин начал занятие с того, что раскритиковал прессу, в основном советскую, пояснив, что ее основным недостатком является отсутствие критического взгляда. Впрочем, грешат этим и современные СМИ.

— Великая Отечественная вой на у всех на слуху, мы говорим о ней регулярно, — считает Алексей Ручкин. — И важно, чтобы от постоянных повторений у учеников не понизилась оценка значимости тех событий, чтобы ребята не перестали верить в историю битвы, в правдивость рассказываемых в прессе эпизодов. Наша задача — донести до вас только подлинные факты. Вот взять, к примеру, один из устойчивых мифов Сталинградской битвы о том, что «дом Павлова» был самой напряженной точкой обороны, созданный во многом журналистами. Сегодня историки по-новому взглянули на те со бытия.

К слову, ученики показали очень неплохое знание истории. Они уверенно называли даты начала и окончания Сталинградской битвы, без запинки вспомнили, в каком году город был переименован в Волгоград.

Преподаватель вновь обратил внимание класса на материал газеты как пример разносторонней подачи материала, где в том числе было рассказано, как советские генералы начали делить славу победителей еще до полного уничтожения окруженной группировки Паулюса. Методика Ручкина такова: он не придерживается одного исторического периода, скользит по реке времен вперед и назад, отклоняется в географию и экономику, даже анекдот рассказал.

— С газетами школьник редко сталкивается: культура подписки ушла в небытие. И это чувствуется по методике работы с текстом, — говорит Ручкин.— Так, ребята, например, не понимают, почему текст печатают столбцами. Я стараюсь их всячески мотивировать к работе с газетным текстом.

Он в отличие от учебников не несет в себе однозначной концепции, а это значит — он заставляет задумываться.

— Вот, например, зарубежные историки также считают Сталинградскую битву крупным сражением, но ставят его в один ряд с другими, которые были во время Великой Отечественной войны, — Екатерина Сучкова из 9-го «Г» демонстрирует знания, почерпнутые из публикации газеты.

Порой школьникам бывает сложно понять, как на фоне ожесточенных боев по сути за каждый подвал рядом находилось место для обычной жизни гражданского населения и даже любви… Магическое слово заставило встрепенуться присутствовавших девочек.

— Такова жизнь, — говорит учитель. — Она многогранна.

По мнению учителя, ребята сумели освоиться с газетой, однако пока не все понимают ее объема.