Невозможно представить наши будни без сводок новостей, без этой ленты, молниеносно перелистывающей страницы событий, и подумать только, еще несколько десятков лет назад так же невозможен был новый день без пахнущей свежей типографской краской газеты… Время меняет реалии настоящего, однако, переживая систему глобальных изменений, в некоторых вещах нас ждет завидное постоянство: потребность в информации. И вопрос лишь в том, в каком формате мы готовы ее получать?
«Газета постепенно переходит от бумажного формата к электронному, но не все читатели готовы отказаться от бумажных носителей». И это мнение не зрелого эксперта газетного дела, но юного читателя. Тема «Урока с газетой» по материалу публикации «Фабрика новостей» сразу пришлась по душе мне и моим ученикам, учащимся 9 классов ГБОУ Школа № 1512, она, что называется, зацепила, поскольку сегодня мы беремся штудировать материал статьи с теми, кто уже несколько лет является надежной опорой меня как главного редактора ежемесячного издания нашей школьной газеты «Парус». «Газетное дело» развивается в школе в рамках направления дополнительного образования, а точнее Клуба журналистики «Пресс-центр 1512», объединяющего учащихся с 6 по 10 классы. Более 20 красочных страниц ежемесячно, поистине титанический труд, а, следовательно, и блестящий результат – у нас, так сказать, есть все на все вкусы – от официальных хроник школы до виртуальных путешествий по всему миру. Однако, равно как звезды не сыплются с неба, так и успех не приходит из ниоткуда. Он есть результат труда и накапливаемого опыта, а в любом опыте, как известно, необходим достойный пример.
К слову сказать, новые технологии сегодня изменили и традиционный формат проведения Урока. Занятие проходит на уже апробированной платформе Teams. Заранее ознакомившись с материалом, ребята смотрят на содержание статьи уже совершенно другими глазами. И все то, что для обычного читателя лишь занимательно оформленный текст – для них теперь выверенная сложная система, в который продумана каждая деталь, точно мозаика, разложенная на составляющие, из которых каждая – не безликий элемент, но важная часть единого целого. Колонтитулы и заголовки, врезы и линейки… И кто-то уже готов определять размер шрифта, в то время как большинство увлеченно разгадывают серию кроссвордов, также вошедших в пакет материалов Открытого урока.
Изучив историю становления отечественной журналистики, невозможно не уйти от теории к практике. Какая газетная «консерва» будет актуальна и сегодня, и через год, какой должна быть тематика издания, чтобы в нынешних информационных сетях не просто не запутаться, но уверенно и успешно держаться на плаву и развиваться. Так незаметно группа подходит к обсуждению судьбы отечественного газетного дела. Вопреки опасениям, большинство из юной аудитории единодушны в мнении – газета должна жить и, конечно, развиваться в актуальном векторе.
Лиза Куценко, ученица 9 математического класса, чье мнение мы привели в начале статьи, добавляет к сказанному, что, постепенно переходя в электронный формат, газета получит больше читателей в лице молодежи. Однако, в этом случае, по мнению Лизы, «чтобы зацепить молодое поколение, газета должна стать особенно яркой». «Контент, который представляет газета, — продолжая мысль о залоге успешности современного издания, сообщает Попова Ксения, ученица 9 технологического класса, — должен быть ориентирован на максимально широкую аудиторию». А Ярослава Иванова (9 кадетский класс), констатируя охлаждение современного читателя к периодическим изданиям, видит корень проблемы в потере привычки читать вообще. Ярослава – один из самых опытных корреспондентов «Паруса», ведущая сразу нескольких постоянных рубрик, и сегодня она как никто другой готова высказываться, сопереживать. «Я, например, очень люблю запах бумаги, мне приятно ощущать страницы, и по возможности я всегда предпочитаю бумажный вариант чтения. Секрет успеха? Важно поймать тему, которая день «висит в воздухе» и успеть запечатлеть ее, потому что публике нужна свежая информация».
А нам нужны такие материалы, который позволяли бы вновь и вновь побуждать молодежь размышлять, задумываться, говорить. Сегодня активны были все, и корреспонденты школьной газеты, и не только. Искусство газетной верстки – это, безусловно, элитарное искусство, если так можно выразиться, дело для избранных, но, овладевая его азами, по моему мнению, мы постигаем науку визуализации содержания, учимся работать со схемами организации материала и наполнения его смыслом. Это чрезвычайно важно в наш век, где все завязано на восприятии информации.