«25 октября этого года поклонники творчества знаменитого художника Пабло Пикассо отмечают значимую дату — 140 лет со дня рождения кумира. Удивительно разный, но неизменно узнаваемый, провокатор, хулиган и вечный романтик. Пикассо годами возглавлял топ-24 самых дорогих художников в мире и ныне уступил его только Леонардо да Винчи». О разных периодах творчества мастера и различиях между ними говорили на уроке французского языка учащиеся 10 класса Школы № 1512.
Что такое Классный час с газетой – десятиклассники успели изучить на «отлично», а вот метапредметный «Урок с газетой «Пресса в образовании» на французском для учащихся 10 медийных классов стал неожиданностью. Да, именно приятной, поскольку ребятам полюбился подобный формат работы. На то они и будущие медиаспециалисты, чтобы уметь быстро ориентироваться в ситуации многозадачности, активизировать изученную ранее лексику (сегодня это «Французская живопись»), а также продемонстрировать эрудицию. Итак, урок французского языка «без учебника» Кобылинская Мария.
«Ребята к уроку готовились. Как и полагается – прочитали статью «Одиннадцать лиц Пабло Пикассо» в газете «Пресса в образовании», уделяя особое внимание характеристикам каждого из периодов, повторили ключевую лексику. Группа большая, и потому разделиться на три команды – верное решение. Командный дух и здоровая конкуренция – эти составляющие успеха работают всегда.
Как только я увидела публикацию, идея о том, как провести урок, не заставила себя ждать. Материал для урока родился легко и быстро: описание каждого из периодов свелось к подборке из трех-четырех тезисов, кратких, но емких. И немаловажно: в работе подобного плана всегда важна визуальная составляющая материала – никакого сплошного текста, и обязательно выделение «реперных» точек, les repères, и это ни в коем случае не случайные слова, но даты, названия картин, имена собственные. Это неотъемлемая часть успешности выполнения задания, поскольку все тезисы, равно как и названия периодов представлены на французском, и в случае, если «память подводит» с переводом текста – не узнать имя или дату едва ли возможно. Итак, тезисы благополучно «отрезаны» от названия периодов, и ребятам предстоит восстановить все пары. Всего их одиннадцать, но работа идет быстро – и вот спустя каких-то десять-пятнадцать минут ответы готовы. Прекрасный пример умения работать с текстом, демонстрация навыка видеть главное в «полотне» высказывания – работа в очередной раз доказывает ценность этого метода.
Однако это все же скорее теория. Практика ждала нас впереди. Двадцать полотен, двадцать ярких «представителей» каждого периода сменяют на экране друг друга. Их может быть намного больше – позволило бы время урока) Задача этого этапа не требует особых пояснений: сопоставить полотно с периодом, предоставив аргументированный ответ. Какие черты периода творчества Пикассо прослеживаются в полотне?
Работа увлекает, и двадцать картин нам кажется недостаточным. Недостаточно и поставленной задачи – исследование всегда захватывает, когда приходит понимание – как увидеть суть, природу задуманного? Мы пробуем анализировать картины, ищем ответ на вопрос: Какой смысл вкладывал творец в свои работы? А это уже элемент творчества, возможность взглянуть на вещи шире, глубже. И даже если звучит совершенно ошеломляющая идея – она тоже имеет право на существование, поскольку в ней – работа мысли и нестандартный подход. Прекрасный урок, прекрасный пример разноплановой работы с фактическим материалом! Спасибо авторам публикации за блестящую идею и первоклассное качество исполнения! Солидарны со мной и мои ученики. «Разговор об искусстве на уроках французского языка и вообще включение его в образовательный процесс старшеклассников чрезвычайно полезен, ведь так мы расширяем наш кругозор, повышаем уровень культурного развития, что очень важно для социализации и становления культурной личности», –высказалась после занятия Зайцева Евдокия».