«Конституция – это закон, который обладает Высшей Юридической Силой. Его нужно чтить, соблюдать, уважать и передавать как истинную ценность российского общества!», — этими словами начал свой классный час в 7 классе школы № 1239 учитель истории и обществознания Оджо Александр Александрович. Ученики были по-настоящему удивлены: на их партах лежат газеты. Некоторые из ребят говорят, что никогда не читали настоящих газет, поэтому учитель заострил внимание на том, что с этим источником информации нужно работать тщательно, делать пометки на страницах, выделять для себя главное, дискутировать.
«Почему сегодня мы будем работать с газетой? Всегда в газетах пишут о самых ярких событиях, которые происходят здесь и сейчас. Главное общественное событие декабря – это юбилей Российской Конституции!» Ученики пытались сформулировать определение термина «Конституция». Однако, самой распространённой ошибкой являлось то, что ученики считали, что Конституция – это СВОД законов, а не один закон. Так как по обществознанию Конституция учениками 7 класса еще не изучалась, по программе был использован исторический материал: Конституция США (1787) и Конституция Франции (1791). Исходя из этого, ученики сделали вывод, что Конституция и газетная публикация имеют сходство – оба текста написаны человеком, эти тексты – «Живые», они используются людьми каждый день.
Особенно интересным для учеников 7 класса было знакомство с героем газетного материала, одним из создателей Конституции РФ Сергеем Шахраем. С помощью мультимедийной презентации, которая прилагается к статье, текста газетной публикации и рассказа учителя класс погрузился в события 1993 года, которые предшествовали принятию Конституции РФ. Ученики прочувствовали необходимость главного закона государства.
Вдохновившись инфографикой, рассказывающей о толковании элементов герба Российской Федерации, ученики стали предлагать свои идеи объяснения Двуглавого орла, Скипетра, Державы, цветов герба. В конце дискуссии ученики пришли к выводу, что не стоит закреплять обоснование элементов в Федеральном Законе, интересны интерпретации специалистов, обычных граждан страны, политиков. Сама Конституция вызвала широкий интерес у учеников. К примеру, Николай Петров спрашивал, откуда берется текст Конституции, который используют издательства для публикации, а некоторые ученицы начали учить присягу Президента РФ прямо из статьи Конституции. А вдруг именно среди этих девушек учится первая женщина-президент России?
Благодаря прекрасному рассказу Сергея Шахрая можно избежать большого количества ошибок при решении КИМов ЕГЭ по обществознанию. В тексте ставится четкая грань между Конституцией РФ и Федеральным Конституционным Законом, которые часто обобщаются выпускниками в единый документ. Акцентируя внимание на данный фрагмент, хочется обратить внимание на то, что отдельно выражается зависимость международного права от национальной системы права. Для учеников данный момент показался особенно запоминающимся, что породило обсуждение и споры даже после окончания классного часа.
Приятным итогом занятия стал вопрос, повторяющийся от нескольких учеников: «Можно ли забрать газету домой?» Интересный материал, с необычной подачей, актуальная тема – все зарождает интерес читателя, особенно столь юного, тем более отвыкшего от новостных бумажных изданий.
P.S.: Выражаю глубокую признательность и благодарность за методическую помощь в подготовке занятия Кудряшовой Ирине Вячеславовне, заместителю директора Школы № 1239 по воспитательной работе, активному члену «Клуба учителей» «Вечерней Москвы»