Ссылка на открытый урок «История, заслонившая подвиг»
Поступок, совершенный безвозмездно, исходя из внутренних побуждений на благо определенного человека или группы людей – примерно такое определение принято давать подвигу. Подвижничество и движение – не просто так эти слова являются однокоренными, означая движение во имя лучшего, и, безусловно, именно поэтому настолько значимо культивирование понятия «подвиг» в изучении истории.
«Нам важно знать о подвиге солдат, и в истории есть эпизоды, олицетворяющие все совершенные подвиги, — так начинает исторический Урок с газетой молодой педагог, учитель истории ГБОУ Школа № 1512, а вместе с тем и новый руководитель Школьного Музея 57-й армии им. Толбухина, являющегося лауреатом многих городских Конкурсов, Гробова Алена Викторовна.
Безусловно, подвиг есть необходимый элемент для роста патриотического самосознания, в особенности в критические для народа периоды, и, возможно, именно поэтому определенное мнение порой культивируется или даже насаждается, что нередко влечет искажение исторического факта.
От «Красной Звезды» к «Вечерней Москве», от учебных страниц до исторических блокбастеров на большом экране – настает момент, когда, обращаясь к юному поколению, именно газета, тот самый представитель пятой власти, берется если не развенчать миф, то уточнить детали.
«История, заслонившая подвиг или 28 панфиловцев» — так сегодня звучит тема Урока в девятом классе. Пять мифов на страницах вложения «Пресса в образовании» и пять групп девятиклассников в командной работе. Мозговой штурм материала и представление реальных фактов длятся не так долго, намного увлекательнее становится та дискуссия, которая разворачивается в процессе работы. Роль подвига в подъеме боевого духа и формировании патриотических настроений, целесообразность культивирования мифов – насколько цель оправдывает средства? Поиск альтернативных версий захватывает сознание учеников.
«Работа с текстами всегда интересна, тем более, когда этого текста нет в учебнике, — комментирует Урок учитель истории Гробова Алена. – И сама тема важная – слишком много споров ходило вокруг подвига 28 панфиловцев. Дисциплина история – наука неточная, поэтому крайне важно формировать критическое сознание, обсуждать спорные вопросы, приходить к достоверным фактам, которые имели место в нашей истории. Помните, что в этой истории все началось когда-то с прессы? Мне приятно наблюдать за командной работой моих учеников – с газетой в руках сегодня они доискиваются до истины!»
Отлично работает на уроке инфографика – все так же в режиме групповой работы ученики знакомятся с конструкцией противотанкового ружья, а также элементами снаряжения солдат, участвующих в бою. Наглядно, красочно с отличным разрешением на экране панельной доски – залог успешного усвоения материала. Ребята не просто транслируют материал коллегам и оппонентам, но подтверждают свою точку зрения и свои постулаты материалами страниц, а ответы на вопросы рубрики «Вопрос на засыпку» служат дополнительными бонусами в оценке работы команд.
«Как нам работалось с газетой? Мы увидели более подробную информацию о конкретном историческом факте, мы столкнулись с информацией, которая актуальна, — делится впечатлениями ученица 9 класса «Б» Плесская Ольга, к слову, активный сотрудник Школьного Музея, участник всех его проектов. – Известно, что учебники не переиздаются каждый год, а газета показывает нам то, что актуально здесь и сейчас».
Итак, начавшаяся когда-то на страницах газеты история к ним же и возвращается. «Мы часто сталкиваемся с вредными мифами, — уточняет учитель, — взять хотя бы крестоносцев, потонувших в Чудском озере, т.е. это те мифы, которые не имеют под собой никаких оснований. Есть же другая категория мифов, тех, что имеют в основе реальную историю, и в этом случае мы их не развенчиваем, но уточняем, расширяем в изучаемых масштабах. И подобные публикации чрезвычайно полезны вне зависимости от дисциплины».