«Вы не слышали, какую сегодня погоду обещают?» Как часто мы произносим эти слова! Погода – вот то, для чего большинство из нас утром заглядывает в Интернет, и с чего девять из десяти человек, если верить статистике, начинают диалог. Вечная и актуальная тема, и географу провести по ней урок сплошное удовольствие. А если это еще и Урок с газетой, то прогноз один: сегодня погодных капризов ждать не придется!
Традиция – это всегда хорошо, а если в нее вливается струя новых последователей – это уже просто отлично. Итак, первый в 2019 – 2020 учебном году Урок с газетой дает новый в педагогическом коллективе ГБОУ Школа № 1512 сотрудник, необыкновенно приветливая и с первых минут общения располагающая к себе учитель географии Дудкина Юлия Андреевна. В роли специалистов – метеорологов – учащиеся седьмого математического класса.
«Итак, что сегодня мы можем почерпнуть из контента, предлагаемого материалом «Прессы в образовании»? – обращается к классу учитель.
Еще в шестом классе ребята вели подробные дневники погоды, досконально изучали материал, который в этом году ложится в основу исследования климатических поясов всего земного шара. Первая учебная неделя, первая статья по географии как способ вовремя актуализировать знания!
Сегодня на Уроке не просто семиклассники, но группы экспертов. Пять групп по количеству проблем, поднятых в публикации: тут и климатологи, которым предстоит рассказать о повышении температур, готовых растопить арктические льды, и специалисты, подготовившие рассказ о том, какие климатические аномалии происходят в мире, и работники столичных новостных сводок в рубрике «Москва в норме», и испытатели метеорологических спутников, и, конечно, эксперты по вопросам глобального климата.
Ребята предварительно подробно изучили содержание статьи, уделив особое внимание своим разделам, что дало возможность сэкономить драгоценное время урока для дискуссии и обсуждения. Групповая работа и ролевая игра четко следуют схеме: друг за другом учащиеся берут слово, презентуют материал, задают вопросы.
Учитель не позволяет угасать дискуссии ни на миг, подбрасывая на обсуждение новые проблемы, и все они – на основе публикации. Каковы последствия смены климатических условий? Чем эти изменения грозят человеку? А как скажется все это на жизни планеты в целом? Кто оказывает влияние на погоду? Планета или, может быть, человек?
Как всегда, беседа выходит за рамки предмета. Ребята получают ориентир, учитель управляет дискуссией. Задача педагога – взять на вооружение содержание статьи, чтобы на уроке сделать акцент на размышлении о прочитанном.
«Миллионы лет земля жила в том первозданном виде, в котором зародилась, и длилось это до тех пор, пока не появился на ней человек. Каждый день мы теряем несколько видов животных и растений, и в то же время ежечасно происходит приспособление всего живого к новым условиям обитания, а это значит, что мы становимся свидетелями появления новых видов», — говорит учитель.
Статья не может рассказать обо всем, но она способна дать повод для дальнейшего изучения вопроса – вот главное отличие качественного контента учебной публикации.
Ход урока показывает, что материал «Открытого урока» точно бьет в цель: разговор о климатических аномалиях и опасных стихийных явлениях постепенно переходит в обсуждение проблемы нехватки пресной воды, спасения животных, теряющих свою среду обитания…
На таком уроке хочется не только говорить, ребятам хочется экспериментировать. В качестве дополнения учитель предлагает реальные карты летчиков аэропорта Домодедово, по которым согласно определенным обозначениям семиклассники расшифровывают погодные условия, которые спутники передают на землю.
«Предсказание погоды – ответственное дело, — резюмирует педагог. – Это работа не только метеорологов, но и людей множества других профессий».
Однако итог групповой работы подводит не только учитель. Помимо пяти групп за отдельным столом расположились эксперт и критик, подготовившие для всех присутствующих необычные факты о погоде и вопросы по результатам проведенных с газетой сорока пяти минутах.
Завершающим этапом Урока становится рефлексия. Представители каждой из групп делятся впечатлениями.
Так, например, Рожков Артем предлагает классу немного отрегулировать вопросы поведения – так хочется, чтобы смог высказаться каждый!
Печенегин Михаил, выступавший сегодня в роли эксперта, обратил внимание, что работа в подобном командном формате – это шаг к слаженности, к дружественности в классе, а его коллега – критик Серегин Семен отметил такую вещь, как возможность в ходе подобных уроков поработать над тембром и интонацией, поскольку нужно высказаться так, чтобы тебя услышали, а также, по его мнению, работа с газетой показала, что это тот самый урок, на котором разве что руки могут отдохнуть, но расслабиться точно не удастся!
«Ребятам было интересно еще и потому, что они увидели, как можно на практике использовать знания, которые они получали на уроках географии, — комментирует прошедший Урок Юлия Дудкина. – Не только я, но все мои ученики благодарны газете за то, как изложен в ней материал. Приятно, что статья составлена не просто доступно и познавательно, в ней еще и много энциклопедических данных, которые наглядно показали все те изменения, о которых было изложено в тексте. Сегодня состоялась большая актуализация знаний. Если существует такой проект как «Пресса в образовании», то его абсолютно необходимо вносить в массы!»
На этот раз все до одной газеты было решено оставить в кабинете географии. Урок прошел, выполнив свою задачу, но материал оттого не перестает терять свою ценность: «Подобные публикации следует не убирать на дальнюю полку, но использовать неоднократно как элемент урока», — предлагает Юлия.
Автор текста и фото: руководитель пресс-службы ГБОУ Школа № 1512
Кобылинская Мария Анатольевна